ВС РФ признал незаконным безусловное лишение ВИЧ-инфицированных граждан права на работу авиадиспетчерами
peshkova / Depositphotos.com |
Верховный Суд РФ признал частично не действующим пункт 42.1 приложения № 3 к Федеральным авиационным правилам "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (Решение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2019 г. № АКПИ19-548). Указанной нормой все категории авиационного персонала, включая диспетчеров, признавались негодными к работе при выявлении у них СПИДа и вирусоносительства.
Судьи указали, что в силу ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
В соответствии с Законом о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции ВИЧ-инфицированные – граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами. Права и свободы граждан РФ могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом (статья 5); федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут снижать гарантии, предусмотренные этим федеральным законом (пункт 2 статьи 2).
Статьей 17 Закона о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции установлен запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных, согласно которому, в частности, не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приёме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, и медицинские организации, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции.
По смыслу приведенных законоположений обнаружение у гражданина РФ ВИЧ-инфекции может явиться основанием для увольнения его с работы (отказа в приеме на работу), а также ограничения его иных прав и законных интересов лишь в случаях, когда это предусмотрено федеральным законом.
В настоящее время отсутствует какой-либо федеральный закон, запрещающий гражданам осуществлять профессиональную деятельность в качестве диспетчеров в связи с выявлением у них ВИЧ-инфекции. Следовательно, наличие ВИЧ-инфекции само по себе не может являться безусловным основанием для признания диспетчеров УВД негодными к профессиональной деятельности при отсутствии у них иных объективных противопоказаний, связанных с состоянием здоровья.
Таким образом, осуществленное Минтрансом России правовое регулирование не согласуется с приведенными выше требованиями закона. В связи с этим п. 42.1 приложения № 3 к ФАП был признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части признания диспетчеров негодными к работе при установлении у них СПИДа и вирусоносительства, за исключением случаев наличия медицинского заключения о невозможности осуществлять ими по состоянию здоровья эту профессиональную деятельность.