Новые ответы ФНС России на вопросы налогоплательщиков о ККТ размещены в системе ГАРАНТ
vyshnevskyy / Depositphotos.com |
Подборка свежих ответов на вопросы о применении онлайн-касс, заданные через специальный сервис на сайте ФНС России.
ККТ может не применяться при осуществлении расчетов:
- товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
- образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;
- физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;
- домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры. Данное освобождение от применения ККТ не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем (к примеру, банковской картой в присутствии клиента).
Норма: п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 6 июня 2019 № 129-ФЗ.
Заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники не позднее одного рабочего дня со дня передачи экземпляра контрольно-кассовой техники другому пользователю, а в случае хищения или потери – не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения факта хищения или потери. В заявлении о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета указываются:
- полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя – пользователя;
- идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
- наименование модели контрольно-кассовой техники;
- заводской номер экземпляра контрольно-кассовой техники, зарегистрированного в налоговом органе;
- сведения о случаях хищения или потери контрольно-кассовой техники (при наличии таких фактов).
Сведения, содержащиеся в заявлении о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также сведения, содержащиеся в отчете о закрытии фискального накопителя, могут передаваться в налоговые органы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет контрольно-кассовой техники либо через оператора фискальных данных.
Кроме того, следует учитывать, что пользователи при снятии с регистрационного учета контрольно-кассовой техники, которая применялась в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, обязаны осуществить считывание фискальных данных всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить эти фискальные данные в электронной форме в налоговые органы вместе с заявлением о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, поданными на бумажном носителе или через кабинет контрольно-кассовой техники.
Датой снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета. Данная карточка направляются налоговыми органами пользователю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет контрольно-кассовой техники или через оператора фискальных данных в течение 10 рабочих дней с даты завершения снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета.
Норма: ст. 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ.
Индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, вправе до 1 июля 2021 года не применять ККТ при расчетах, осуществляемых:
- при реализации товаров собственного производства;
- при выполнении работ;
- при оказании услуг.
В случае заключения трудового договора с работником ИП обязан в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать ККТ.
Контрольно-кассовая техника может не применяться ИП при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка. Указанные положения не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием Интернета и сетей связи.
Нормы: ст. 2 Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ, п. 14 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ.
В заявлении о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники должны быть указаны обязательные реквизиты, содержащиеся в п. 2 ст. 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ. После заполнения всех обязательных полей заявление подписывается электронной подписью налогоплательщика и направляется в налоговый орган. Если все реквизиты указаны корректно, то налогоплательщику направляется регистрационный номер ККТ. Далее налогоплательщик – не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи заявления о регистрации, – записывает в фискальный накопитель, полученный от налогового органа, регистрационный номер ККТ, полное наименование организации-пользователя или фамилию, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя – пользователя, сведения о контрольно-кассовой технике, в том числе о фискальном накопителе, и иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации.
Далее налогоплательщик формирует отчет о регистрации и передает в налоговый орган сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации через кабинет контрольно-кассовой техники либо через оператора фискальных данных, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от налогового органа регистрационного номера. В случае, если в сведениях, необходимых для формирования отчета о регистрации, была допущена ошибка и пользователь может исправить ее, сформировав отчет об изменении параметров регистрации, он после формирования отчета о регистрации вправе сформировать отчет об изменении параметров регистрации и передать в налоговые органы сведения, содержащиеся в таком отчете об изменении параметров регистрации, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи отчета о регистрации с ошибкой. Если все указанные сведения корректны, налоговый орган направляет налогоплательщику электронную карточку регистрации ККТ, заверенную электронной подписью.
Норма: ст. 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ.
Процедура регистрации, перерегистрации или снятии с учета контрольно-кассовой техники в налоговом органе происходит в режиме онлайн и не требует большого количества времени. Карточка регистрации ККТ и карточка о снятии ККТ с регистрационного учета выдается (направляется) пользователю в течение 10 рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления. Датой снятия с регистрационного учета ККТ, если снятие осуществляется налоговым органом в одностороннем порядке без заявления пользователя, считается дата формирования налоговым органом карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, выдаваемой (направляемой) пользователю в течение пяти рабочих дней с даты снятия налоговым органом контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке.
Норма: ст. 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ.
Для регистрации ККТ представителю организации или индивидуальному предпринимателю необходимо посетить любой территориальный налоговый орган, предварительно заполнив заявление (датой подачи считается дата регистрации заявления). После получения заявления инспектором проводится проверка достоверности и полноты сведений, указанных в заявлении, и пользователю предоставляется регистрационный номер ККТ (не позднее одного рабочего дня с даты подачи заявления). Далее пользователь должен сформировать отчет о регистрации ККТ и передать его в инспекцию (не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от инспекции регистрационного номера).
После проверки достоверности сведений и сформированного фискального признака из отчета инспекция формирует карточку регистрации, заверенную электронной подписью, и направляет (вручает) ее пользователю. В случае, если в сведениях, необходимых для формирования отчета о регистрации, была допущена ошибка и пользователь может исправить ее, сформировав отчет об изменении параметров регистрации, пользователь после формирования отчета о регистрации вправе сформировать отчет об изменении параметров регистрации и передать в налоговые органы сведения, содержащиеся в таком отчете, в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи отчета о регистрации с ошибкой. Если все указанные сведения корректны, налоговый орган направляет налогоплательщику электронную карточку регистрации ККТ, заверенную электронной подписью.
Нормы: ст. 4.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, приказ ФНС России от 29 мая 2017 г. № ММВ-7-20/484@.
Контрольно-кассовая техника может не применяться кредитными организациями, а также организациями и ИП в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России (к примеру, автоматическое устройство по продаже бахил, жевательной резинки), за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).
Организации и ИП с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и оказании следующих услуг:
- продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при одновременном соблюдении условий: доля продажи газет и журналов составляет не менее 50% общего товарооборота, ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ, учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
- продажа ценных бумаг;
- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
- торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 14 апреля 2017 № 698-р;
- осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
- торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;.
- торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
- ремонт и окраска обуви;
- изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
- присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
- реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
- вспашка огородов и распиловка дров;
- услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
- сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
- розничная продажа бахил.
Также вправе не применять ККТ, не оформлять бланки строгой отчетности и документы, подтверждающие прием денежных средств, следующие юридические лица и ИП:
- аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (не распространяется на реализацию подакцизных товаров и расчетов через автоматическое устройство, за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил);
- религиозные организации при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ;
- организации и (или) индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов в безналичном порядке, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением;
- организации, реализующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств;
- государственные и муниципальные библиотеки, а также библиотеки РАН, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.
Норма: ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ в редакции Федерального закона от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ.
Кстати, множество ответов ФНС России на вопросы по разным темам можно найти, если в поиске по реквизитам системы ГАРАНТ задать тип документа "Вопрос-ответ" и в строке "Орган/Источник" указать ФНС России или просто набрать в строке "Слова в названии" фразу "Официальный сайт ФНС России. Раздел "Часто задаваемые вопросы".