Новости и аналитика Новости Планирует ли Минтруд России отмену пособий по уходу за ребенком для работающих?

Планирует ли Минтруд России отмену пособий по уходу за ребенком для работающих?

Планирует ли Минтруд России отмену пособий по уходу за ребенком для работающих?
SimpleFoto / Depositphotos.com

Еще в конце прошлого месяца Минтруд России опубликовал свой проект масштабных поправок в законодательство об обязательном социальном страховании (Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании")1. Основной новеллой данного законопроекта является повсеместный переход от "зачетного" принципа расходования средств ФСС России, при котором работодатель из своих средств выплачивает работнику пособие с уменьшением на эту сумму подлежащих уплате страховых взносов, к так называемым прямым выплатам, когда пособие напрямую работнику перечисляет ФСС России, а работодатель уплачивает полную сумму страховых взносов. Проще говоря, уже действующий во многих регионах пилотный проект "Прямые выплаты" планируют наконец распространить на всю страну.

Однако широкую огласку данная инициатива получила лишь в последнюю неделю и совсем с иной стороны. 9 октября политолог и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Шульман на своей странице в Facebook раскритиковала одно из предложенных Минтрудом России нововведений в части регулирования условий выплаты пособия по уходу за ребенком. По ее мнению, поправка "запрещает одновременную подработку (любую по времени) и получение детского пособия". "Демографическая политика такая демографическая", – с иронией добавила Шульман (https://www.facebook.com/Ekaterina.Schulmann/posts/10220572174445293).

После этого новость о грядущей отмене пособий по уходу за ребенком для работающих граждан приобрела вирусный характер и облетела множество СМИ. Громкие заголовки спровоцировали волну общественного возмущения. На Федеральном портале проектов нормативных актов законопроект получил огромное для данного ресурса количество дизлайков, а на портале Change.org была создана петиция с требованием "отмены внесения законопроекта" (https://www.change.org/p/президент-рф-мы-против-отмены-выплаты-по-уходу-за-ребёнком?source_location=petitions_browse). Вызванный данной темой широкий общественный резонанс не позволил пройти мимо ее обсуждения и многим политикам, часть из которых, судя по всему, даже не была знакома с сутью предложений Минтруда России. Так, например, на официальном сайте Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов был размещен комментарий председателя комитета Ярослава Нилова насчет "информации о возможности переадресации пособия по уходу за ребенком от работающих неполный день родителей" иным осуществляющим уход за ребенком лицам, которая "обсуждается в СМИ со ссылкой на источники в Минтруде" (http://komitet1.km.duma.gov.ru/Novosti-komiteta/item/20207230). "Если подобная идея действительно обсуждается в министерстве, то мое отношение к этому отрицательное", – заявил депутат.

Однако если попробовать разобраться в том, что именно предлагает Минтруд России, придется признать, что алармистские заключения некоторых экспертов о перспективах лишения работающих родителей права на пособие по уходу за ребенком не имеют под собой оснований.

Обратимся непосредственно к тексту законопроекта. Чиновники предлагают дополнить статью 11.1 Закона об обязательном социальном страховании нормой следующего содержания: "В случае, если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается". Как видно, данная норма не устанавливает никакого запрета на выплату пособия работающим гражданам. Установлено лишь основание для лишения таких граждан права на пособие. Такие последствия наступают, если в период работы на условиях неполного рабочего времени (обратите внимание: не в течение непосредственно рабочего времени, когда, очевидно, за ребенком присматривает кто-то другой, а в целом в течение периода осуществления трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени) фактический уход за ребенком осуществляет иное лицо. Истолковать данную норму как в принципе исключающую возможность трудиться в период получения пособия по уходу за ребенком невозможно хотя бы потому, что право лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком, работать на условиях неполного рабочего времени в период нахождения в отпусках по уходу за ребенком с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию напрямую прописано в ст. 256 Трудового кодекса. И менять данную норму не планируется. Факт осуществления ухода за ребенком одновременно несколькими лицами также не является основанием для лишения права на пособие. В силу ч. 4 ст. 11 Закона об обязательном социальном страховании в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (это законоположение также не планируется подвергать корректировке). Таким образом, Минтруд России в предлагаемой норме говорит о случаях, когда получатель пособия из-за работы фактически лишается возможности осуществлять уход за ребенком и эту функцию выполняет иное лицо.

И в рамках такого толкования этой поправки она вообще не устанавливает никакого нового регулирования, лишь закрепляя существующую практику, основанную на уже действующих нормах. Как уже отмечалось выше, ТК РФ определяет в качестве основания для сохранения за работником права на пособие по уходу за ребенком фактический уход за этим ребенком. В ч. 2 ст. 11.1 Закона об обязательном социальном страховании также прописано, что право на пособие в такой ситуации сохраняется, если лицо продолжает осуществлять уход за ребенком.

Уже сейчас ФСС России и арбитражные суды нередко признают отсутствие у работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на получение пособия по уходу за ребенком именно из-за того, что характер его трудовой деятельности свидетельствует о невозможности осуществления им фактического ухода за ребенком. Так, многочисленные споры в последние годы вызывает вопрос о том, насколько именно работнику необходимо сократить рабочее время, чтобы его можно было считать ухаживающим за ребенком. Например, ФСС России в письме от 19 января 2018 № 02-08-01/17-04-13832л отмечал, что "большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности". В Фонде указали, что, хотя максимальная продолжительность рабочего времени для работника, желающего выйти на работу и продолжающего находиться в отпуске по уходу за ребенком, законодательством об обязательном социальном страховании не регламентирована, сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком, повлекшая утрату заработка. Аналогичную оценку сокращению рабочего времени на 1 час и менее дают и судьи.

Другой пример: работник лишается права на пособие по уходу за ребенком в случае его направления в долгосрочную (на срок свыше одного месяца) командировку, поскольку длительное отсутствие работника в месте проживания ребенка свидетельствует о фактической невозможности осуществления ухода за ним (см., например, постановление АС Дальневосточного округа от 25.05.2017 № Ф03-1760/17). Впрочем, по мнению ФСС России, выплата работнику пособия должна прекращаться даже при кратковременных командировках, однако в этом судьи со специалистами Фонда не согласны.

В любом случае следует признать, что уже сегодня действующее регулирование вполне позволяет лишать работников, трудящихся на условиях неполного рабочего времени, права на пособие по уходу за ребенком, если фактически этот уход осуществляют не они, а другие лица. И Минтруд России пытался лишь зацементировать существующее положение вещей, не предусматривая ничего нового. В его инициативе вовсе не прослеживается стремление создать какие-либо дополнительные основания для отказа в выплате работникам пособия по уходу за ребенком или тем более намерение лишить работников как такового права на работу в период получения пособия.

О том же говорят и в самом ведомстве. Комментируя законопроект, пресс-служба Минтруда России заявила, что соответствующая инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие. Если лицо, формально работая неполный рабочий день, фактически проводит на работе столько времени, что это исключает осуществление ухода за ребенком, получать пособие оно не должно. Чиновники подчеркнули, что в случае принятия законопроекта "пособия, как и сейчас, будут выплачиваться лицам, работающим в период отпуска по уходу за ребенком на условиях неполного рабочего времени и продолжающим осуществлять уход за ребенком. Положение, которым предлагается дополнить федеральный закон, никак не ущемляет права граждан, поскольку и на сегодняшний день лица, не осуществляющие уход за ребенком, права на пособие не имеют".

Таким образом, адресованные Минтруду России обвинения в попытке оставить работающих матерей без пособий по уходу за ребенком несправедливы. Скорее следует поставить в упрек ведомству другое. Вместо того, чтобы наконец урегулировать действительно сложные и вызывающие многочисленные споры вопросы о том, в каких именно случаях работающее на условиях неполного рабочего времени лицо уже нельзя считать фактически осуществляющим уход за ребенком (то есть насколько должна быть сокращена продолжительность его рабочего времени, на какой срок он может уехать в командировку и так далее), Минтруд России всего лишь придумал очередную общую норму, не содержащую никакой конкретики и не вносящую ничего нового в правовое регулирование (что сам же и признает), создавая тем самым еще больше недопонимания среди правоприменителей.

Кстати, аналогичные претензии в отношении законопроекта Минтруда России недавно высказала и депутат Госдумы, первый заместитель секретаря Генсовета "Единой России" Ольга Баталина, отметив при этом, что партия готовит свои поправки в закон, которые должны устранить этот пробел в нормативном регулировании. Их внесение в Госдуму запланировано на осень этого года.
_____________________________

1 С текстом законопроекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации об обязательном социальном страховании" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/09-19/00094739).

Документы по теме:

Читайте также: