Новости и аналитика Новости Обязана ли УК подметать муниципальный тротуар и поливать муниципальный газон?

Обязана ли УК подметать муниципальный тротуар и поливать муниципальный газон?

Обязана ли УК подметать муниципальный тротуар и поливать муниципальный газон?
Cebas1 / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации оставил в силе норму Правил содержания общего имущества в МКД, согласно которой в состав работ по содержанию общего имущества (ОИ) нельзя включать:

  • уборку и очистку земельных участков, не входящих в состав общего имущества,
  • озеленение территории и уход за газонами, цветниками, деревьями и кустарниками, находящимися на земельных участках, не входящих в состав ОИ (Решение ВС РФ от 21 августа 2019 г. № АКПИ19-451).

Одновременно ВС РФ указал, что это не снимает с собственников помещений в МКД обязанность участвовать, в том числе деньгами, в содержании этих спорных территорий и газонов.

По мнению административного истца, спорная норма противоречит Градостроительному кодексу РФ – поскольку запрещает включать содержание "чужой" прилегающей земли в состав работ по содержанию ОИ МКД, и, следовательно, включать расходы на содержание "чужой" земли в тариф на содержание жилья. Между тем, ч. 9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что лицо, ответственное за эксплуатацию здания, обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства. Исключение предусмотрено только для собственников помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

Следовательно, по мысли административного истца, если уж собственники МКД все равно обязаны – в том или ином виде – содержать прилегающую муниципальную землю, а по факту эти работы будет производить управляющая домом организация, которая потребует возмещения своих затрат, – логично сразу предусмотреть соответствующие расходы, заложив их в тариф УК на содержание и ремонт жилого помещения. А прямой запрет на это – выраженный в Правилах содержания ОИ в МКД – очевидно противоречит Градостроительному кодексу РФ, акту более высокой юридической силы.

ВС РФ с этим не согласился и отметил:

  • действительно, правилами благоустройства на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения, может быть возложена обязанность по участию, в том числе финансовому, в содержании прилегающих территорий, к коим относится территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку (если он образован) и границы которой определены правилами благоустройства;
  • однако оспариваемая норма Правил содержания ОИ в МКД не противоречит и не может противоречить положениям Градостроительного кодекса РФ, поскольку имеет иной предмет регулирования, а именно отношения, связанные с содержанием общего имущества собственников помещений МКД;
  • прилегающая территория, границы которой определены правилами благоустройства, не идентична земельному участку, на котором располагается МКД, и который входит в состав ОИ;
  • соответственно, подпункт "в" п. 15 Правил не противоречит ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ, поскольку не регулирует вопросы благоустройства придомовой территории, относящиеся к компетенции органов МСО, а не Правительства РФ, а также не исключает обязанности лиц, ответственных за эксплуатацию здания, принимать участие в содержании прилегающей территории, предусмотренной Градостроительного кодекса РФ, поскольку устанавливает правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Административный истец не согласился с решением и обжаловал его в Апелляционную коллегию ВС РФ. Слушание дела назначено на 28 ноября 2019 года.

Документы по теме:

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Читайте также: