Новости и аналитика Новости Уточнен порядок подготовки нормативных правовых актов

Уточнен порядок подготовки нормативных правовых актов

Уточнен порядок подготовки нормативных правовых актов
SergeyNivens / Depositphotos.com

Правительство РФ скорректировалои (Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2019 г. № 1200):

  • Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации;
  • Положение о Правительственной комиссии по проведению административной реформы;
  • Регламент Правительства Российской Федерации;
  • Правила проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии.

Изменения направлены на повышение эффективности деятельности органов государственной власти по разработке проектов нормативных правовых актов (далее также НПА), а также на установление особенностей подготовки и принятия НПА, разрабатываемых в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины".

Постановление вступит в силу 30 сентября 2019 года.

Отметим основные нововведения:

  • Минюсту России предоставлено право запрашивать акты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в целях проведения правовой экспертизы на предмет необходимости их государственной регистрации, а в случае непредставления – проводить правовую экспертизы актов ФОИВ, размещенных в общедоступных источниках информации. К проведению экспертизы Министерство сможет привлекать высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов.
  • Уточнено, что издание нормативных правовых актов в виде распоряжений не допускается.
  • Срок осуществления государственной регистрации нормативных правовых актов теперь будет составлять 20 рабочих дней с даты получения акта (сейчас 15 рабочих дней). В случае необходимости Минюст России сможет продлить его до 40 рабочих дней (сейчас – не более чем на 10 рабочих дней, а в исключительных случаях – до 30 рабочих дней).
  • Установлено, что НПА не может быть представлен на государственную регистрацию в Минюст России более 3 раз.
  • Федеральным органам исполнительной власти больше не нужно будет ежемесячно представлять в Минюст России перечни изданных правовых актов. Норма, содержащая это требование, признана утратившей силу.

В части реализации механизма "регуляторной гильотины" документом предусмотрено следующее:

  • Разработчик проекта НПА одновременно с размещением уведомления о его подготовке на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов должен обязательно известить об этом рабочую группу по реализации механизма "регуляторной гильотины" по сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы (с указанием полного электронного адреса места размещения).
  • Правительственная комиссия по проведению административной реформы рассматривает проекты федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, содержащих обязательные требования*(1), на предмет их соответствия задачам реализации механизма "регуляторной гильотины", а также разногласия между ФОИВ и рабочими группами по реализации механизма "регуляторной гильотины" по сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти и принимает по ним решения.
  • Проекты актов, содержащих положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, вносятся в Правительство РФ с протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на котором они были рассмотрены.
  • В экспертном заключении Аппарата Правительства РФ на проект акта в обязательном порядке должно отражаться решение, содержащиеся в протоколе заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на котором рассмотрены проекты актов, содержащие положения, которыми устанавливаются или изменяются обязательные требования.
  • В пояснительную записку к проектам актов, которые вносятся в Правительство РФ, нужно будет включать анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, а также информацию о наличии или отсутствии в акте обязательных требований; о соответствующем виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за их нарушение или последствиях их несоблюдения.
  • Схожую информацию нужно будет указывать и в справке, прилагаемой к нормативным правовым актам, представляемым на госрегистрацию в Минюст России. Кроме того, в случае внесения изменений в НПА к справке нужно будет приложить сравнительную таблицу положений нормативного правового акта в действующей редакции и в редакции предлагаемых изменений, а также обоснование предлагаемых изменений.
  • До принятия Правительственной комиссией по проведению административной реформы решения о завершении реализации механизма "регуляторной гильотины" и прекращении деятельности соответствующих рабочих групп нормативные правовые акты ФОИВ, содержащие положения, которыми устанавливаются, изменяются или признаются утратившими силу обязательные требования, направляются на государственную регистрацию в Минюст России с приложением протокола заседания рабочей группы или протокола заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на котором рассматривался проект соответствующего НПА федерального органа исполнительной власти (при наличии рабочей группы в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти).

*(1) Здесь и далее речь идет об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Документы по теме:

Читайте также: