Банки не вправе предоставлять выписку по операциям клиента, если налоговые инспекторы затребовали только конкретные документы
VitalikRadko / Depositphotos.com |
ФНС России в своем письме разъяснила особенности предоставления документов банками в отношении операций по счетам физлиц и юрлиц в ответ на запрос налоговых проверяющих (письмо ФНС России от 27 августа 2019 г. № АС-4-2/17006@).
Налоговым законодательством устанавливается право налоговых органов, проводящих проверку, истребовать документы или информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или у иных лиц, располагающих ими (п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса). Так, например, налоговые инспекторы могут запрашивать у банков документы, в том числе связанные с открытием и ведением счетов клиентов.
Вместе с тем, предусмотрен и отдельный запрос банкам на предоставление выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, ИП и физлиц, не являющихся предпринимателями (п. 2 ст. 86 НК РФ). Налоговая служба обращает внимание, что в этой норме предусмотрен иной порядок и сроки представления запрашиваемой информации, чем тот, который установлен ст. 93.1 НК РФ. А значит, в случае направления налоговым органом требования о представлении документов (информации) в банк в соответствии со ст. 93.1 НК РФ банку необходимо представить конкретные документы, поименованные в указанном требовании, а не выписки об операциях юридического или физического лица за указанный период.
Представить такие документы можно не только на бумажном носителе, но и в электронной форме в виде электронных образов документов (отсканированных бумажных документов с сохранением их реквизитов) по установленным форматам. Направить их можно по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ).