Краткосрочная командировка не препятствует уходу за ребенком
IgorTishenko / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации отказался пересматривать выводы судов нижестоящих инстанции о признании незаконным отказа обществу с ограниченной ответственности в принятии к зачету его расходов на выплату пособия по уходу за ребенком (Определение ВС РФ от 2 августа 2019 г. № 309-ЭС19-12197).
Претензии ФСС России были обусловлены тем, что работодатель выплачивал работнику, находившемуся в отпуске по уходу за ребенком и трудившемуся на условиях неполного рабочего времени, пособие по уходу за ребенком в том числе за период направления работника в командировку. Обязательным условием выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком является не просто документальное оформление отпуска по уходу за ребенком, но и фактическое осуществление ухода за ребенком. А, по мнению Фонда, в период нахождения работника в командировке, уход за ребенком фактически не осуществляется, следовательно, право на получение ежемесячного пособия за период командировки отсутствует.
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца
Арбитражные суды трех инстанций сочли эти доводы страховщика неубедительными. Осуществление ухода за ребенком не означает непрерывное присутствие работника в месте нахождения ребенка, в связи с чем направление работника, которому установлен режим неполного рабочего времени, в краткосрочную командировку само по себе не может служить основанием для признания работника прекратившим осуществлять уход за ребенком и утратившим вследствие этого право на пособие.
ВС РФ не нашел оснований для пересмотра соответствующих судебных актов в кассационном порядке.
Отметим, что суды в обоснование своих выводов ссылались в том числе на п. 5 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, согласно которому к случаям отсутствия родительского ухода отнесены в частности, служебные командировки свыше одного календарного месяца. Хотя данный нормативный акт, очевидно, регулирует предоставление работникам совсем иной гарантии, а не пособия по уходу за ребенком, судьи, по всей видимости, сочли возможным его применение по аналогии. Здесь действительно стоит обратить внимание на тот факт, что отношение к выплате работникам пособия при длительных командировках (продолжительностью свыше одного месяца) у арбитражных судов иное (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 мая 2017 г. № Ф03-1760/17).