Минфин России разъяснил как быть с НДС при возмещении стоимости выдаваемой трудовой книжки
bloomua / Depositphotos.com |
Министерство дало пояснения по вопросу применения НДС при выдаче работникам трудовых книжек или вкладышей к ним (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 июля 2019 г. № 03-07-09/52577).
Трудовым законодательством предусмотрено, что при заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем (ст. 65 Трудового кодекса). При этом он может взять плату с работника в размере расходов на ее приобретение (это же касается и вкладышей в трудовую книжку) (п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).
Что касается налогового законодательства, то в нем нет особых положений по применению НДС при реализации товаров (работ, услуг) по стоимости их приобретения.
А значит, как поясняет министерство, операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения НДС.
При этом организация-работодатель может выписать в одном экземпляре счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж, применяемой при расчетах по налогу (п. 1, п. 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).
Также при удержании из зарплаты работника стоимости трудовой книжки или вкладышей в нее не применяется ККТ. Как не раз пояснял Минфин России в своих письмах, в этом случае происходит не продажа, а компенсация расходов работодателя (письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 декабря 2018 г. № 03-01-15/90372, от 4 декабря 2018 г. № 03-01-15/87763).