Роспотребнадзор разъяснил права покупателей и обязанности продавцов при поломке электронных устройств
alexsalcedo / Depositphotos.com |
Соответствующий материал появился на официальном сайте службы. Он касается алгоритма действий потребителя при поломке таких электронных устройств, как телефон, компьютер, планшет и т. п.
Для начала Роспотребнадзор рекомендует ознакомиться с сопроводительной документацией на технику (гарантийным талоном), чтобы узнать, актуален ли еще его срок годности или гарантийный срок. При этом разъясняется, что сроком годности считается период, исчисляемый со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или дата, до наступления которой товар пригоден к использованию. А под гарантийным сроком понимается период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или ИП, импортер должны удовлетворить требования потребителя. Эти сроки исчисляются со дня продажи технического устройства (если дату продажи установить невозможно, то – со дня изготовления товара).
В случае, если на момент поломки гарантийный срок не истек, покупатель имеет право потребовать у продавца:
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом в связи с устранением таких недостатков.
При этом подчеркивается, что технически сложный товар подлежит замене на новый не всегда, а только при обнаружении существенных недостатков, или недостатков, на устранение которых требуются большие денежные и временные затраты. Также заменить товар на новый получится, если недостатки проявлялись неоднократно, в т. ч. и после их устранения. Некачественный товар по требованию продавца необходимо будет вернуть.
Зависит ли ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара, от того, оговорено ли условие гарантии в договоре купли-продажи, если гарантия установлена изготовителем? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Если продавец предлагает произвести ремонт устройства, то на время его проведения покупатель должен быть обеспечен аналогичным качественным товаром. А в спорных ситуациях (когда непонятно, по чьей вине произошла поломка) может потребоваться и проведение экспертизы товара, результаты которой могут быть оспорены в судебном порядке. Если экспертиза проведена за счет покупателя, и ее результаты свидетельствуют, что товар был некачественным изначально, то все расходы на экспертизу лягут на продавца. Что касается сроков устранения неполадок, то они должны быть объективно минимальными – не более пяти дней (если иной срок не прописан в договоре купли-продажи).
Рекомендации Роспотребнадзора касаются также случаев, когда продавец нарушает права покупателя и отказывается ремонтировать сломавшееся устройство или проводить его экспертизу. Эксперты советуют составить претензию, указав в ней причину возврата или обмена товара, Ф. И. О., адрес и контактный телефон покупателя, а также приложив копию чека, товарной квитанции или иного документа о покупке). Претензию следует представить продавцу в двух экземплярах, на одном из которых попросить его проставить подпись с указанием Ф. И. О. и должности, дату принятия претензии и печать продавца (при наличии) – такой экземпляр будет подтверждением обращения к продавцу. При отказе продавца принять претензию рекомендуется направить ее почтой с описью вложения и уведомлением, что позволит при обращении в суд подтвердить соблюдение претензионного порядка.
Наконец, если продавец добровольно отказывается вернуть деньги за некачественный товар, провести его ремонт или обменять на другой, то покупателю следует обратиться с исковым заявлением в суд.