Разработан законопроект о национальной системе управления данными
crstrbrt / Depositphotos.com |
Минэкономразвития России направило соответствующий документ на независимую антикоррупционную экспертизу (она продлится до 11 августа).
Законопроект1 закрепляет правовые основы формирования и функционирования национальной системы управления данными (НСУД) при осуществлении деятельности по обработке информации органами власти всех уровней, органами управления государственных внебюджетных фондов, подведомственными им организациями, Банком России, а также госкорпорациями, госкомпаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также хозяйственными обществами с долей госучастия в уставном капитале более 50%. Им предстоит перейти на системную организацию работы в области обработки госданных, включающей их формирование (сбор, запись, систематизацию, исследование, анализ, накопление), изменение, хранение, использование (предоставление (обмен), распространение), преобразование и удаление.
Под НСУД понимается совокупность определенных методологических, правовых, организационно-управленческих и информационно-технологических элементов, направленная на достижение цели повышения эффективности использования госданных. При этом формирование системы предусмотрено в целях повышения эффективности использования госданных не только для реализации предусмотренных законодательством полномочий госорганов и организаций с госучастием, но и для обеспечения доступа юридических и физических лиц к госданным.
Согласно проектируемым нормам доступ ко всем обрабатываемым госданным планируется сделать свободным и бесплатным. Он будет организован в режиме реального времени, в т. ч. посредством размещения в Интернете. Исключение составит только информация, относящаяся к охраняемой законом тайне или ограниченная в доступе в соответствии с законодательством. Однако и здесь возможны варианты – если при обработке госданных, относящихся к охраняемой законом тайне или к иной информации, доступ к которой ограничен, такие данные могут быть преобразованы в обезличенную информацию, то она может быть предоставлена неограниченному кругу лиц.
При этом юрлицам, выполняющим функции операторов государственных (муниципальных) информационных систем, участвующих в обработке госданных, будет запрещено использовать их в коммерческих целях и ограничивать доступ к ним. А лица, которым предоставлен доступ к госданным посредством Единой информационной платформы, смогут использовать эти данные с учетом ряда ограничений. Что касается граждан и организаций, то им предоставляется право на безвозмездный доступ к госданным о себе, имуществе (имущественных правах), принадлежащем им на праве собственности и другом вещном праве, а также право на получение информации о фактах предоставления доступа к таким данным иным лицам или передачи какому-либо лицу, за исключением ряда случаев.
В документе детально прописаны:
- порядок организации обработки госданных (для этого планируется определить единые требования к управлению госданными), включая порядок устранения ошибок в госданных;
- полномочия заинтересованных органов в области формирования и функционирования НСУД;
- функции инфраструктуры управления госданными;
- правила информационного взаимодействия;
- порядок участия органов, подведомственных организаций, Банка России и организаций в формировании и функционировании НСУД;
- особенности предоставления отчетности органами, подведомственными организациями, Банком России и организациями.
В случае одобрения законопроекта предусмотренные им нормы вступят в силу через год после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки начала действия. В рамках переходного периода будут приняты необходимые подзаконные акты.
_____________________________
1 С текстом законопроекта "О национальной системе управления данными и о внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/08-19/00093755).