Обратите внимание: два важных момента в аналитическом учете матзапасов
Elnur_ / Depositphotos.com |
Недавно мы рассматривали критерии определения конкретной подстатьи КОСГУ для отражения поступления матзапасов. И если в отношении нюансов выбора нужного кода КОСГУ разъяснения Минфина России сняли большую часть вопросов, то в части бухгалтерского учета матзапасов на счетах аналитического учета счета 0 105 00 000 и порядка их списания в некоторых случаях вопросы у бухгалтеров еще остаются.
Разберемся, как организовать аналитический учет матзапасов и их последующее списание без ошибок.
1. Увязка аналитики счета 0 105 00 000 и КОСГУ
Нормативные акты не требуют соблюдения обязательной "цифровой аналогии" в подборе аналитического счета учета материальных запасов и подстатьи КОСГУ. Безусловно, в ряде случаев прямое соответствие КОСГУ и аналитики счета 0 105 00 000будет выдерживаться. Прямая увязка с аналитическими счетами по учету матзапасов для кодов КОСГУ 341-346 применяется при условии отнесения на них материалов, целевое назначение которых соответствует этим подстатьям. Не забывайте также, что в качестве дополнительного инструмента для правильного определения нужной подстатьи для учета матзапасов является использование Классификатора ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В остальных случаях подбирать счета аналитического учета нужно в соответствии с их назначением согласно Инструкции (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). Аналогичный подход следует применять и в отношении матзапасов, приобретенных по подстатьям 347 и 349, для которых "цифровой аналогии" с аналитикой счета 0 105 00 000 вообще нет.
Руководствуясь указанным принципом, мы составили специальную таблицу, наглядно демонстрирующую выбор аналитического счета для учета материалов в различных ситуациях:
Аналитический счет для бухучета | КОСГУ | Комментарии, советы, примеры |
0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства" | 341 | На этом счете учитываем лекарственные препараты и материалы, применяемые исключительно в медицинских целях. Минфин России подготовил изменения в Инструкцию № 157н, предусматривающие в том числе изменение наименования счета 0 105 01 000 и его содержания, приблизив их к описанию подстатьи 341 КОСГУ |
0 105 02 000"Продукты питания" | 342 | Продукты, бутилированная вода для питания контингента, когда учреждение наделено соответствующей функцией |
0 105 03 000 "Горюче-смазочные материалы" | 343 | ГСМ в целях обеспечения текущей деятельностиучреждения:
|
347 | ГСМ, приобретаемые для работы техники и механизмов, используемых при строительстве / создании объекта основных средств | |
0 105 04 000"Строительные материалы" | 344 | Стройматериалы, приобретенные для использования при проведении ремонтных работ своими силами или для передачи подрядчику, если условиями договора предусмотрено проведение ремонта силами подрядчика с использованием стройматериалов заказчика-учреждения |
347 | Если материалы будут использоваться в целях строительно-монтажных работ, связанных с капитальными вложениями | |
0 105 05 000 "Мягкий инвентарь" | 345 | Здесь учитываем приобретенные для обеспечения текущей деятельности объекты, поименованные в п. 118 Инструкции № 157н и в описании к подстатье 345 КОСГУ как мягкий инвентарь |
0 105 06 000 "Прочие материальные запасы" | 346 |
|
347 |
| |
349 | Напомним, что перечень матзапасов, относимых на подстатью 349, является закрытым, поэтому данный код КОСГУ может применяться только для материальных запасов, прямо поименованных в описании к нему. В частности, сюда относятся:
Приобретенные по 349 подстатье матзапасы учитываем на счете 0 105 36 000. Именно на такой порядок учета сувениров и БСО специалисты Минфина России неоднократно указывали – на недавнем семинаре и в письмах. В п. 118 Инструкции № 157н пока еще сохраняется оговорка, согласно которой БСО нельзя учитывать в составе прочих матзапасов. Однако в настоящее время подготовлен проект изменений в данную норму, исключающий этот запрет. Подробнее об учете сувенирной продукции и БСО читайте здесь | |
0 105 07 000 "Готовая продукция" | 346 | Пока Минфин России не установил иной порядок, по согласованию с органом-учредителем в учетной политике можно закрепить порядок учета готовой продукции по коду 346 |
0 105 08 000 "Товары" | 346 | "Цифровая аналогия" для учета товаров, предназначенных для продажи, отсутствует. Но Минфин России неоднократно указывал, что учет таких запасов следует вести с применением КОСГУ 346 и учитывать на счете 0 105 00 000, содержащем аналитический код 8 "Товары" |
0 105 09 000 "Наценка на товары" | 346 | Поскольку соответствующих разъяснений Минфин России пока не давал, учетной политикой может быть предусмотрен учет наценки по КОСГУ 346 по аналогии с товарами |
Отдельно отметим, что открытым остается вопрос о выборе аналитического счета для учета учета матзапасов, приобретаемых учреждением для осуществления выплат в натуральной форме. В частности, речь идет о молоке или других равноценных продуктах питания, выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Разъяснений по этому поводу Минфин России пока не давал. Покупка таких матзапасов не отражается по подстатьям кода 340 КОСГУ – для этого применяется подстатья 214. Приобретенное молоко до выдачи непосредственным получателям необходимо оприходовать в состав материальных запасов. Но, исходя из функционального назначения молока / иных равноценных продуктов, они не могут быть учтены в составе продуктов питания на счете 0 105 02 000, поскольку списание продуктов питания предусматривает оформление специальных первичных учетных документов, в частности Меню-требования на выдачу продуктов питания (форма 0504202). А в случае с молоком для сотрудников на "вредных" работах обязанности по оформлению меню-требования не возникает. Полагаем, в таком случае учетной политикой может быть предусмотрен учет молока / иных равноценных продуктов на счете 0 105 06 000 "Прочие материальные запасы". В таком случае учет молока для бесплатной выдачи работникам может быть организован с использованием следующих счетов бухгалтерского учета:
- на счете 0 302 14 000 "Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме" отражаются обязательства перед поставщиком молока;
- на счете 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения" учитывается молоко по фактической стоимости.
2. Списание матзапасов, в том числе при осуществлении натуральных выплат
Для списания материальных запасов Инструкциями по применению Планов счетов предусмотрены корреспонденции со счетом 0 401 20 272 или 0 109 ХХ 272. Но особый порядок учета некоторых видов материальных запасов, например, молока для бесплатной выдачи работникам, не позволяет применять привычную схему корреспонденций для отражения выбытия указанных матзапасов. В ситуации, когда выдача материальных запасов связана не с нуждами учреждения, а с исполнением обязательств по охране труда, предусмотренных Трудовым кодексом, применение подстатьи КОСГУ 272 будет не в полной мере соответствовать методологии бухгалтерского учета. Порядок отражения выбытия молока в подобных ситуациях пока не определен, не исключено, что в ближайшее время будут внесены соответствующие поправки в Инструкции. По нашему мнению, наиболее корректным в сложившейся ситуации будет списание стоимости молока, выданного работникам, в дебет счета 0 401 20214 (0 109 ХХ 214), поскольку обязательства учреждением принимаются по счету 0 302 14 000 и санкционирование этих расходов осуществляется по подстатье 214 КОСГУ. По согласованию с органом-учредителем или финорганом может применяться следующая схема проводок при приобретении, выдаче и списании молока в качестве натуральной выплаты:
Дебет | Кредит | Хозяйственная операция |
0 105 36 346 | 0 302 14 73Х | Отражена задолженность перед поставщиком за поставленное молоко |
0 302 14 83Х | 0 201 11 610 увеличение 18 (КВР 244, КОСГУ 214) | С лицевого счета учреждения погашена задолженность перед поставщиком за поставленное молоко |
0 401 20 214 (0 109 ХХ 214) | 0 105 36 446 | фактическая стоимость молока, выданного работникам, отнесена на расходы учреждения |
Очевидно, что аналогичный подход следует применять и в отношении натуральных выплат, отражаемых по коду 263 КОСГУ. Речь идет о матзапасах, приобретаемых учреждением в целях социальной помощи, например, населению районов, пострадавших от стихийных бедствий, – дрова для отопления жилья и приготовления пищи и сено /солома – на корм домашним животным. Пока Минфин России не дал официальных разъяснений, списание матзапасов в подобных ситуациях может быть отражено в корреспонденции с дебетом счета 0 401 20 263 или 0 109 ХХ 263. Не забудьте согласовать применяемые корреспонденции с учредителем или финорганом!
Порядок списания угля и дров для печного отопления зависит от условий их приобретения. В случае, когда твердое топливо было закуплено по самостоятельному договору поставки и учтено на счете 0 105 33 343, то списание матзапасов происходит в общем порядке – в дебет счета 0 401 20 272.
А вот если уголь или дрова поступили в учреждение в рамках договора на оказание коммунальных услуг, включающего в себя услуги предоставления твердого топлива, оплаченного по КОСГУ 223, то согласно разъяснениям Минфина России списывать такое топливо следует как коммунальные расходы – на счет 0 401 20 223. Подробнее о порядке учета угля и дров читайте здесь.