Новости и аналитика Новости Предлагается установить порядок учета застрахованных лиц при смене места жительства

Предлагается установить порядок учета застрахованных лиц при смене места жительства

Предлагается установить порядок учета застрахованных лиц при смене места жительства
AndrewLozovyi / Depositphotos.com

Разработан законопроект, предусматривающий поправки в Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее – Закон № 326-ФЗ), касающиеся правил учета застрахованных лиц при смене ими места жительства1.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является актуализация данных персонифицированного учета в сфере ОМС в едином регистре застрахованных лиц, а также разработка механизма распределения данных лиц в страховые медицинские организации для заключения договоров о финансовом обеспечении ОМС.

Законодательством установлено, что страхователями неработающих граждан, в том числе и трудоспособного возраста, являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Они же и уплачивают страховые взносы на ОМС (ч. 2 ст. 11 Закона № 326-ФЗ). На основании данных персучета, подаваемых этими органами, определяется и численность неработающего населения в целях уплаты страховых взносов.

В настоящее время действует норма, которая обязывает застрахованное лицо выбрать страховую медицинскую организацию по новому месту жительства, если там отсутствует филиал той страховой фирмы, в которой он был застрахован ранее. Сделать это необходимо в течение месяца с момента переезда (п. 4 ч. 2 ст. 16 Закона № 326-ФЗ). Поскольку большинство страховых компаний имеет широкую сеть филиалов во многих регионах страны, то необходимость менять страховую медорганизацию у застрахованных граждан отсутствует. При этом законодательно не установлен не только механизм контроля за исполнением такой обязанности, но и порядок учета застрахованных лиц при смене места жительства.

Законодатель поясняет, что существующий порядок противоречит принципам персучета застрахованных лиц в субъекте РФ, поскольку выбывший на новое место жительства гражданин, продолжает числиться в системе учета субъекта РФ по прежнему месту жительства. Если же гражданин не исполнил свою обязанность по смене страховой организации, то это возлагает на органы исполнительной власти субъекта РФ еще и бремя уплаты страховых взносов на ОМС граждан, не проживающих на территории субъекта. Кроме того, ТФОМС по месту страхования гражданина должен оплачивать оказание медпомощи гражданину по его новому месту жительства. А значит, субъект РФ несет двойную потерю финансовых средств на граждан, не проживающих на его территории: в виде уплаты страховых взносов и оплаты медицинской помощи, оказанной по новому месту жительства.


Об администрировании страховых взносов читайте в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей". Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Поэтому законопроектом предлагается установить обязательную смену медорганизации по новому месту жительства в другом субъекте РФ в течение трех месяцев с момента регистрации по новому адресу. Сведения о гражданах, не сменивших страховую фирму, предлагается направлять территориальным фондом в адрес страховых медорганизаций для заключения договоров о финансовом обеспечении ОМС.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 751548-7 "О внесении изменений в статьи 16 и 49 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"