ВС РФ: регион не обязан придумывать и создавать механизм справедливого распределения объемов медпомощи в системе ОМС
AllaSerebrina / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации согласился с выводами нижестоящих судов о том, что регионы не должны разрабатывать и реализовывать такую систему распределения объемов медпомощи в рамках терпрограммы ОМС, которая базировалась бы на объективных критериях и недискриминационных условиях (Определение ВС РФ от 4 июня 2019 г. № 302-ЭС19-9406).
Эти выводы были сделаны в рамках оспаривания предписания УФАС: антимонопольная служба полагала, что если подобного регионального механизма справедливого распределения объемов нет, то, следовательно, регион бездействует в этом вопросе. А это бездействие, в свою очередь, может привести к созданию дискриминационных условий на рынке медуслуг, оказываемых в рамках терпрограммы ОМС. В связи с этим региону было предписано разработать систему справедливого распределения объемов медпомощи и воплотить её в жизнь. В деле об оспаривании предписания к УФАС – на его стороне – присоединились и две медицинские организации, "обиженные" комиссией по разработке терпрограммы ОМС: выделенные им объемы медпомощи оказались незаслуженно мизерными.
В целом, позиция УФАС и его союзников сводилась к следующему:
- в настоящий момент комиссия по разработке терпрограммы ОМС принимает решение о выделении объемов предоставления медицинской помощи произвольно, и, следовательно, такие решения комиссии не могут быть объективными и не могут отвечать принципам эффективности, сбалансированности распределения объемов медпомощи;
- такой подход к распределению объемов медпомощи не может обеспечивать равный доступ хозяйствующих субъектов – участников рынка медуслуг, оказываемых в рамках терпрограммы ОМС, – на товарный рынок, зато может привести к неравному положению одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
- поэтому регион должен создавать условия, направленных на недискриминационное распределение объемов оказания медицинской помощи в рамках терпрограммы госгарантий бесплатного оказания медпомощи в области;
- эти условия реализуются путем создания специального механизма (системы) распределения объемов оказания медпомощи в рамках программы ОМС;
- а этот механизм должен предусматривать, в том числе, обязательные для комиссии по разработке терпрограммы ОМС объективные критерии распределения объемов оказания медпомощи в рамках программы ОМС;
- упомянутые же критерии должны базироваться на недискриминационных условиях.
Суды признали спорное предписание незаконным:
- выдача предписания о необходимости разработки и реализации названных критериев возлагает на регион обязанности, не предусмотренные законом. Ибо законодательство в сфере ОМС не содержит положений, обязывающих регион утвердить обязательные для своей теркомиссии объективные критерии распределения объемов оказания медпомощи в рамках ОМС;
- УФАС и "обиженные" медорганизации не привели убедительного обоснования того, каким образом отсутствие спорных критериев распределения объемов медпомощи в рамках программы ОМС привело к ограничению доступа на товарный рынок либо устранению с товарного рынка хозяйствующих субъектов;
- само по себе несогласие медорганизаций с распределенными объемами оказания медпомощи, равно как и нарушения при распределении таких объемов (при их доказанности), не свидетельствуют о том, что бездействие региона в рассматриваемой ситуации содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.
ВС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.