ВС РФ: контрольная проверка ТФОМС не должна искать новые нарушения!
ginasanders / Depositphotos.com |
Внеплановая контрольная проверка медучреждения, проводимая ТФОМС в целях контроля за устранением ранее выявленных нарушений и недостатков, не должна выходить за пределы указанной цели и, в частности, не должна изучать новый период деятельности медучреждения. Если же проверяющие вышли за пределы такой проверки, то они фактически провели новую плановую проверку с нарушением соответствующей процедуры (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2019 г. № 304-ЭС19-5625).
На это указали суды, рассматривая дело по оспариванию акта проверки ТФОМС в части изложенного в нем требования о возврате средств ОМС, истраченных не по целевому назначению.
Оказалось, что ранее фонд уже проверял деятельность перинатального центра и установил факт "нецелевки". Это событие, собственно, никто и не оспаривал. ТФОМС предписал перинатальному центру восстановить "нецелевые" средства ОМС и уплатить штраф, а впоследствии и назначил внеплановую контрольную проверку центра. Цель этой второй проверки – устранение нарушений медицинской организацией в использовании средств ОМС, выявленных в ходе предыдущей, плановой комплексной проверки.
Однако проверяющие не ограничились изучением "прошлых" периодов и заодно частично проверили текущую деятельность центра; нашли нарушения и потребовали восстановить на счет ТФОМС уже иную, "новую", сумму и уплатить новые штрафы.
Перинатальный центр счел это требование незаконным и оспорил акт проверки в суде.
Суд удовлетворил требования центра, указав на следующее:
- в приказе на спорное контрольное мероприятие указан его предмет – проверка устранения нарушений медицинской организацией в использовании средств ОМС, выявленных в ходе ранее проведенной комплексной проверки;
- эта ранее проведенная проверка имела свой проверяемый период;
- следовательно, предметом внеплановой контрольной проверки являлось именно устранение нарушений медицинской организацией в использовании средств ОМС в четко обозначенный первой проверкой период;
- а поскольку повторная проверка "прихватила" к этому периоду и еще несколько месяцев, то фактически при проведении внеплановой контрольной проверки был проверен иной период, который в период плановой проверки не входил;
- значит, спорное решение ТФОМС, выраженное в акте внеплановой проверки, в части восстановления "нецелевых" средств и уплаты штрафа противоречит требованиям закона и должно быть отменено,
- доводы ТФОМС о том, что правонарушения, возникшие в период плановой проверки, носят длящийся характер, во внимание не принимаются, поскольку это обстоятельство –наступление срока исполнения обязательств по оплате ремонтных работ капитального характера в период проведения плановой проверки и непосредственно после нее – не свидетельствует о правомерности проведения внеплановой контрольной проверки за период, который не входил в период плановой комплексной проверки.
ВС РФ согласился с этим, указав, что фондом фактически проведена проверка нового периода деятельности учреждения в целях контроля за целевым использованием денежных средств, что не может свидетельствовать о цели контрольной проверки, поскольку она не связана с устранением нарушений и недостатков, ранее выявленных в ходе комплексной или тематической проверки. При таких обстоятельствах фонд вышел за пределы проверки и провел плановую тематическую проверку с нарушением процедуры, предусмотренной Положением о контроле.