Выдаваемый водителем бумажный билет должен содержать ссылку на электронный документ
belchonock / Depositphotos.com |
ФНС России выпустила письмо, разъясняющее порядок применения онлайн-касс водителями и кондукторами в салоне транспортного средства (письмо ФНС России от 25 июня 2019 г. № ММВ-17-20/165).
По новым правилам, вступившим в силу с 7 июня 2019 года, водители и кондукторы в салоне транспортного средства при реализации проездных документов и талонов для проезда в общественном транспорте обязаны применять онлайн-кассу. Законодательством предусмотрено несколько способов предоставления кассового чека покупателю, однако для водителей и кондукторов существует еще один специальный вариант – выдать покупателю билет на бумажном носителе, на котором указаны сведения, достаточные для того, чтобы идентифицировать и бесплатного получить кассовый чек (бланк строгой отчетности) в электронной форме. Сделать это можно с использованием размещенных в Интернете информационных ресурсов оператора фискальных данных или налогового органа. Такой бланк в обязательном порядке должен быть сформирован в день осуществления расчета (п. 5.9 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", далее – Закон № 54-ФЗ).
Другие варианты предоставления билета указаны в п. 2, п. 3, п. 5.7 и п. 5.8 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ. К ним, в частности, относится направление кассового чека на абонентский номер или адрес электронной почты покупателя. При этом реквизиты для направления должны быть получены до момента расчета. Также можно предоставить клиенту в момент расчета возможность считать с путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея компьютерного устройства QR-код.
О том, могут ли проверки ККТ проводится одновременно с налоговыми проверками, читайте в материале "Проверки применения ККТ" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей". Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Что же касается ответственности за невыдачу кассового чека, то она предусмотрена КоАП. Так, за неприменение ККТ водитель или кондуктор могут быть оштрафованы в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, но не менее 10 тыс. руб. Для организации перевозчика штраф больше – от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). За повторное нарушение предусматривается дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до двух лет, а в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ). Если кассовая техника используется, но не соответствует установленным требованиям, то административная ответственность гораздо ниже – должностным лицам выносится предупреждение или налагается штраф в размере от 1.5 до 3 тыс. руб. Для организаций размер штрафа составляет от 5 до 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). В случае применения кассовой техники, но не выдачи чека или билета покупателю штраф для водителя или кондуктора составит 2 тыс. руб., а для организаций-перевозчиков – 10 тыс. руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).
Однако в настоящее время Госдумой принят в трех чтениях законопроект, предусматривающий приостановление действие вышеуказанных норм в отношении применения ККТ при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации билетов и талонов для проезда в общественном транспорте на срок до 1 июля 2020 года1.
______________________________
1 С текстом законопроекта № 567405-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.