Расходы на рекламу, размещаемую на поверхности транспортных средств, не нормируются
Artzzz / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации отменил судебные постановления, в которых судьи пришли выводу о нормировании расходов на рекламу, размещаемую на поверхности транспортных средств (мы писали об этом деле ранее).
Налоговый кодекс разрешает учитывать при налогообложении прибыли расходы на рекламу. При этом лишь некоторые рекламные затраты можно списать полностью, остальные – только в пределах 1% от выручки.
Организация заказывала и оплачивала рекламу (в том числе баннеры), размещаемую на поверхности транспортных средств, полагая, что это ненормируемые расходы на наружную рекламу. Налоговый орган эти расходы не принял и доначислил организации налог. Суды двух инстанций пришли к выводу, что реклама на транспорте и наружная реклама - это не одно и то же. Поэтому услуги по созданию и размещению рекламы на транспорте нормируются.
Однако с такой позицией не согласилась Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ (определение ВС РФ от 30 мая 2019 г. № 305-ЭС19-4394). В главе 25 НК РФ отсутствуют положения, которые бы позволили сделать вывод о том, что воля законодателя направлена на ограничение возможности признания для целей налогообложения расходов на распространение рекламных материалов только в связи с тем, что местом их размещения выступают не стационарные объекты, например, остановочные павильоны, а транспортные средства. Такого рода дифференциация затрат не имеет под собой разумного экономического основания и, соответственно, приводит к неравному налогообложению. Ссылаясь на положения Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – закон о рекламе), суды не приняли во внимание, что он не содержит определения понятия "наружная реклама", которое могло бы использоваться при налогообложении на основании п. 1 ст. 11 НК РФ.
В ст. 19 и ст. 20 закона о рекламе установлены лишь отдельные особенности распространения рекламы. При этом, учитывая, что закон о рекламе не относится к актам законодательства о налогах и сборах, установленные в нем различия в составе ограничений, действующих при распространении рекламы с использованием стационарных конструкций и с использованием ТС, не должны рассматриваться как имеющие значение для налогообложения прибыли, при отсутствии на то прямого волеизъявления законодателя.
Изготовленные рекламные баннеры могли быть использованы для размещения на любой открытой поверхности, что ИФНС не оспаривалось. Не оспаривалась и экономическая оправданность затрат на рекламу, понесенных обществом. Поэтому Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ считает, что оспариваемые судебные акты арбитражных судов подлежат отмене.