ФНС России разъяснила особенности применения пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР
potowizard / Depositphotos.com |
В связи с внесенными изменениями в статьи Налогового кодекса в отношении порядка применения пониженных тарифов страховых взносов у организаций-резидентов ТОСЭР и свободного порта Владивосток (далее – СПВ) стали возникали проблемы в расчете страховых взносов. Поэтому ФНС России дала разъяснения по этому вопросу (письмо ФНС России от 28 мая 2019 г. № БС-4-11/10247@).
Все дело в том, что изначально пониженные тарифы применялись в отношении выплат всем работникам (подп. 12, 13 п. 1 ст. 427 НК РФ). Однако позже вышел закон, конкретизирующий данный порядок и вместе с тем ухудшающий положение плательщиков взносов (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 300-ФЗ, далее – Закон № 300-ФЗ). Он предусматривал применение пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат лицам, занятым на новых рабочих местах (п. 10.1 ст. 427 НК РФ). Это положение вступило в силу с 3 августа 2018 года, а значит уже с этой даты организации обязаны были рассчитывать пониженный тариф только для "особых" работников. При этом, как поясняет ведомство, выплаты всем сотрудникам, а не только работавшим на новых местах, произведенные до этого срока, облагались по пониженным тарифам. Ведь по общему правилу акты законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение плательщиков, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Напомним, что новое рабочее место – это то, которое организация-резидент ТОСЭР или СПВ создало впервые, а трудящийся на нем работник должен заключить трудовой договор и выполнять трудовые обязанности, непосредственно связанные с деятельностью работодателя (п. 10.1 ст. 427 НК РФ). При этом, организация-резидент сама определяет, какие рабочие места необходимо отнести к новым и будут ли к ним относиться те, которые обслуживают основное производство.
Законом № 300-ФЗ были введены не только ухудшающие положение плательщика нормы. Так, были продлены сроки применения пониженных тарифов до 31 декабря 2025 года, а также увеличен период, в течение которого организации могут применять льготу. Он составил 10 лет со дня получения ими статуса резидента (п. 10.1 ст. 427 НК РФ). Поскольку такие нормы улучшают положение плательщиков, то, в соответствии с законодательством (п. 4 ст. 5 НК РФ), они имеют обратную силу и могут применяться к более ранним периодам. Как, например, в этом случае они применяются к правоотношениям, возникшим с 26 июня 2018 года (п. 4 ст. 3 Закона № 300-ФЗ).