Эксперты обсудили направления развития лесного законодательства
troyka / Depositphotos.com |
Согласно данному главой Правительства РФ Дмитрием Медведевым поручению Минприроды России, Минюст России, Минэкономразвития России и Минфин России к 20 мая должны представить предложения о том, как организовать работу по подготовке нового Лесного кодекса РФ. В частности, определить исполнителей и сроки – с учетом обязательности общественного обсуждения проекта кодекса (резолюция от 19 февраля 2019 г. № ДМ-П14-1185 по итогам встречи с членами Совета палаты Совета Федерации). Необходимость корректировки действующего лесного законодательства в связи с его неэффективностью была обозначена и в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с членами Совета законодателей РФ, состоявшейся 24 апреля.
Будет ли в итоге принят новый кодекс или на основе анализа существующего регулирования будут скорректированы действующие нормы Лесного кодекса и подзаконных нормативных актов, пока неизвестно. Тем не менее экспертное сообщество уже начинает обозначать проблемные аспекты в области лесопользования, которые обязательно должны быть учтены в любом из этих случаев. Ряд из них обсуждался в ходе прошедшего в минувшую пятницу заседания Общественного совета при Рослесхозе.
Одна из самых насущных проблем в указанной сфере – незаконная вырубка лесов. В постановлении Совета Федерации от 30 января 2019 г. № 17-СФ "Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке" указано, что, хотя объем незаконных рубок лесных насаждений, которые выявляются региональными органами власти ежегодно, составляет не более 2 млн кубометров, то есть менее 1% объема законного лесопользования, расчеты показывают превышение количества использованной для переработки, внутреннего потребления и экспорта древесины над объемом законного лесопользования на 16%. Отмечается также, что неудовлетворительность ситуации с законностью в сфере заготовки и реализации древесины подтверждается и результатами прокурорских проверок. По словам экспертов, расхождение данных выявляется, например, при сопоставлении сведений таможенных органов и содержания лесных деклараций. При этом одним из наиболее распространенных видов незаконной заготовки является вырубка леса под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий – по данным природоохранных организаций, около 10% общего объема промышленной заготовки осуществляется в защитных лесах "санитарными" рубками. Так, например, в прошлом году по итогам проверки в Иркутской области более половины актов лесопатологического обследования были признаны необоснованными и отменены.
В связи с этим обозначенным постановлением Совета Федерации профильным министерствам и ведомствам дан ряд поручений, касающихся надзора за незаконной заготовкой леса и ее предотвращения. Среди них: утверждение правил осуществления контроля за достоверностью сведений о незаконных рубках лесных насаждений, которые предоставляются региональными органами власти, корректировка параметров определения размера вреда, причиненного нарушениями законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины в которых не запрещена, расширение возможностей применения космического мониторинга для осуществления надзора за реализуемыми мероприятиями по борьбе с незаконными рубками (с использованием риск-ориентированного подхода), дополнение единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) сведениями о транспортировке древесины, анализ возможности введения сплошной маркировки древесины и включения соответствующей информации в ЛесЕГАИС и др.
С массивом судебных решений по делам, связанным с заключением договоров аренды лесных участков, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступНа эффективность проведения контрольных мероприятий, по мнению представителей экспертного сообщества, влияет тот факт, что распорядительные и надзорные функции в сфере управления лесом на практике выполняют одни и те же органы. Региональным органам власти, напомним, передаются полномочия на предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное пользование и аренду и проведение соответствующих торгов, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся на землях лесного фонда, и проведение аукционов на право их заключения, проектирование лесных участков, разработку и утверждение лесных планов регионов, проведение экспертизы проектов освоения лесов, осуществление федерального государственного лесного надзора и т. д. (ст. 83 Лесного кодекса РФ). Эксперты полагают, что полномочия по надзору стоит все-таки вернуть на федеральный уровень, чтобы должностные лица, определяющие границы лесных участков и принимающие решения о том, кем и на каких условиях они используются, не контролировали, по сути, сами себя. Кроме того, предлагается уточнить требования к участникам торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Например, допускать для участия в соответствующем аукционе или конкурсе только компании, осуществляющие глубокую переработку древесины, отметил председатель Общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов.
Еще одна обозначенная в ходе обсуждения проблема заключается в неактуальности и неполноте общедоступных данных о состоянии лесов. Так, по словам исполнительного директора FSC России Николая Шматкова, единственный регион, размещающий в Интернете сведения обо всех участках лесохозяйственных работ (заготовки древесины, посадок, санитарных рубок и др.) с географической привязкой, – Московская область (в подразделе "Комитет лесного хозяйства Московской области" на сайте rgis.mosreg.ru), хотя именно такая информация является очень ценной при проведении как государственного, так и общественного контроля. В связи с этим предлагается предусмотреть обязательность размещения данной информации – обо всех лесных участках и по всем видам лесохозяйственных мероприятий – на определенных региональных сайтах.
Поскольку состояние леса напрямую зависит от успешности проведения лесовосстановления, ряд предложений экспертного сообщества касаются повышения эффективности этого процесса. Отмечается, в частности, необходимость:
- контроля за результатами, а не только фактом проведения соответствующих мероприятий. По сведениям экологических общественных организаций, ежегодно создается, в том числе в рамках содействия естественному возобновлению лесов, около 800 тыс. га молодняков, но уходом обеспечено менее 300 тыс. При этом за первые 7-10 лет с момента посадки погибает более 25% культур;
- установления одинаковых требований к арендаторам, отвечающим за воспроизводство леса на арендованных участках, и к лицам, ответственным за восстановление лесного массива не сданных в аренду участков;
- включения эффективного лесовосстановления в число требований к приоритетным инвестиционным проектам в области освоения леса;
- закрепления в Земельном кодексе возможности использовать для выращивания леса земли сельскохозяйственного назначения. Имеются в виду зарастающие молодняком не обрабатываемые участки – по экспертным оценкам, их площадь на территории России составляет 35-70 млн га. В настоящее время, напомним, сельскохозяйственные земли могут использоваться только для создания защитных лесных насаждений (ст. 78 Земельного кодекса РФ).
И успешность восстановления лесов, и создание и поддержание постоянной инфраструктуры в уже освоенных лесах, наличие которой позволит уменьшить потребность в разработке новых площадей, должны частично субсидироваться государством, так как соответствующие затраты являются фактически долгосрочными инвестициями в лесное хозяйство, и государство таким образом простимулирует арендаторов к этому инвестированию, уверены эксперты. Особенно, если арендная плата будет повышена, что возможно уже в скором времени, так как, по словам начальника Управления экономики Рослесхоза Александра Чуева, такая мера предусмотрена в рамках разрабатываемой ведомством новой экономической модели ценообразования на лесные ресурсы, правда, с одновременным введением корректирующих коэффициентов, позволяющих учесть показатели деятельности конкретного арендатора.
Учитывая количество проблемных моментов в лесохозяйственной деятельности – выше перечислены лишь некоторые из них, можно прогнозировать, что планирующаяся корректировка земельного законодательства будет существенной даже в том случае, если идея разработки нового лесного кодекса не будет поддержана.