Минстрой России не знает, как подсчитывать коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в регионах, где соответствующий норматив потребления не утвержден
bobkeenan / Depositphotos.com |
Минстрой России не смог ответить на вопрос – как найти размер платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в московском МКД, не оборудованном "умными счетчиками", и ОСС которого не принимало решения о том, чтобы распределить "на всех" тот объем коммунальной услуги, который, хотя и потрачен на МКД, но превышает норматив потребления КР в целях содержания ОИ в МКД?
Корень проблемы в том, что Москва указанные нормативы так и не утвердила, хотя их требовалось утвердить к лету 2017 г., а Правительство РФ выпустило Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме еще в 2006 г. (письмо Минстроя России от 12 марта 2019 г. № 8543-ОГ/04).
В тех регионах, где нормативы утверждены, плату за коммунальные ресурсы, потраченные на содержание общего имущества в МКД – сверх нормативов – оплачивает УК за свой счет (если собственники помещений в МКД не решили иначе). В Москве же этот вопрос до сих пор не разрешен.
На практике московские УК просто распределяют по всем собственникам весь объем коммунальных ресурсов, потребленных общедомовым имуществом: норматива-то нет!
Московские суды не пришли к единому мнению по этому вопросу: иногда суды полагают, что до утверждения соответствующих нормативов потребления КР в целях содержания ОИ, норматив в этих целях принимается равным нулю (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 г. № 09АП-68326/18, постановление Девятого ААС от 4 февраля 2019 г. № 09АП-66390/18), чаще они встают на сторону управляющих организаций, потому что фактическое потребление ресурсов на общедомовые нужды и их объем (разница между показаниями ДПУ и всех ИПУ) не оспаривается, а следовательно, плата в целях содержания ОИ МКД начисляется правомерно (определение Мосгорсуда от 12 декабря 2018 г. по делу № 33-50824/2018), и потому что на собственнике квартиры лежит бремя содержания общего имущества, в том числе расходов на общедомовые нужды по фактическому потреблению, поскольку нормативы потребления на общедомовые нужды в Москве не установлены (определение Мосгорсуда от 26 октября 2018 г. по делу № 4г-11471/2018). А в части электроэнергии – еще и потому что согласно письму Минрегионразвития России от 18 июня 2007 г. № 11356-ЮТ/07 количество электроэнергии, подаваемой на освещение мест общего пользования и для работы общедомового оборудования, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение", то есть не в составе платы за содержание жилья, а значит, УК вправе самостоятельно выставлять жильцам счета "за свет" исходя из ОДПУ вовсе без учета нормативов (решение Мосгорсуда от 10 сентября 2018 г. по делу № 33-32833/2018, апелляционное определение Мосгорсуда от 2 февраля 2018 г. по делу № 33-0162/2018, апелляционное определение Мосгорсуда от 12 февраля 2018 г. по делу № 33-0094/2018, решение Преображенского районного суда от 9 августа 2018 г. по делу № 02-1058/2018).
Вместо попыток правового обоснования одной из этих (или другой) стратегии Минстрой России ограничился анонсом грядущих изменений в Правила № 354: там появится специальная формула для расчета такой платы, которая будет определять плату за КР СОИ пропорционально площади квартиры/нежилого помещения. Однако без изменения ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса применять эту формулу – в отсутствие решения ОСС и АСКУЭ – все равно будет невозможно.