Техсредства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой, должны предоставлять инвалиду бесплатно, даже если он отказался от набора соцуслуг
JanPietruszka / Depositphotos.com |
Если инвалид отказался от набора соцуслуг в виде обеспечения по рецептам необходимыми лекарствами/медизделиями (п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", далее – Закон № 178-ФЗ), он, тем не менее, не лишается права на бесплатное обеспечение средствами технической реабилитации, рекомендованными ему ИПРА, от которой инвалид не отказывался. Потому что отношения по обеспечению инвалидов техсредствами реабилитации регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон № 181-ФЗ) , Федеральным перечнем техсредств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами, а не Законом № 178-ФЗ (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2019 г. № 5-КГ18-290).
На это указал ВС РФ, рассматриваю жалобу инвалида, лишенного рекомендованных ему техсредств реабилитации.
Поликлиника и депздрав отказались предоставить ему предусмотренные ИПРА техсредства (они имеют статус и медизделий), так как инвалид оформил отказ от мер господдержки в виде обеспечения необходимыми лекарствами и медизделиями и получает их денежный эквивалент (ч. 3 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ). А чтобы бесплатно получить эти техсредства, – объясняли чиновники инвалиду, – нужно обратиться в ПФР и заявить о возобновлении предоставления набора социальных услуг (п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ).
Инвалид же указывал, что предоставление инвалидам набора социальных услуг регулируется Законом о государственной соцпомощи, а предоставление технических средств реабилитации – Законом № 181-ФЗ, то есть разными законами. При этом он не отказывался от обеспечения его техническими средствами реабилитации, назначенными ему его ИПРА на основании именно Закона № 181-ФЗ, который гарантирует инвалидам получение техсредств реабилитации из Федерального перечня за счет средств федерального бюджета, а ИПРА, содержащая в том числе эти бесплатные техсредства реабилитации, является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти (ст. 10-11 Закона № 181-ФЗ).
Тем не менее и районный, и региональный суды поддержали чиновников, и инвалиду отказали (он хотел признать отказ в предоставлении ему техсредств незаконным).
ВС РФ, отменяя эти решения, указал на следующее:
- государственную политику в области соцзащиты инвалидов определяет Закон № 181-ФЗ, который гарантирует инвалидам получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем техсредств реабилитации предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, если такие средства поименованы в ИПРА инвалида;
- в спорном случае в ИПРА указаны требуемые техсредства, они же предусмотрены Федеральным перечнем техсредств, предоставляемых инвалидам. И кстати, истребуемые инвалидом техсредства не внесены в Перечень медизделий, которые отпускаются по рецептам врачей при предоставлении набора соцуслуг;
- для самого инвалида его ИПРА является лишь рекомендацией, от которой он вправе отказаться. Однако для органов госвласти, – пока инвалид не выразил этого отказа, – ИПРА обязательна к исполнению (ст. 11 Закона № 181-ФЗ). В данном случае инвалид-истец от своей ИПРА не отказывался;
- закон же о государственной социальной помощи, устанавливающий правовые и организационные основы предоставления соцпомощи отдельным категориям граждан, не регулирует отношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА;
- исходя из этого, отказ инвалида от получения государственной социальной помощи в виде набора соцуслуг не влияет на реализацию им права на обеспечение техническими средствами реабилитации на основании Закона № 181-ФЗ и не лишает его этого права.
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).