Новости и аналитика Новости Суд отменил штраф, наложенный ТФОМС за долгое ожидание скорой помощи

Суд отменил штраф, наложенный ТФОМС за долгое ожидание скорой помощи

Суд отменил штраф, наложенный ТФОМС за долгое ожидание скорой помощи
inhabitant / Depositphotos.com

Категория вызова и время доезда бригады скорой помощи определяется диспетчером ССМП на основе той информации, которую предоставил абонент. Если из нее не следует, что пациент находится в смертельной опасности, то вызову не присваивается статус "экстренного", а время доезда по нему может составить до двух часов (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 марта 2019 г. № 310-ЭС19-1857).

На это указали суды, рассматривая спор между центром экстренной медпомощи и ТФОМС. Фонд оштрафовал медиков за долгое (чуть более часа) ожидание бригады для помощи пациенту 18 лет (с хроническим почечным недугом), который внезапно почувствовал себя плохо. За время ожидания скорой у него еще сильнее увеличились и боль, и температура (с 39,5 до 40,1 градуса), на номер 112 за это время поступило еще 2 звонка по этому же поводу.

Родные пациента пожаловались на этот случай в Администрацию Президента РФ, оттуда "спустили" письмо в региональное Правительство, а оно, в свою очередь, обратилось в ТФОМС с требованием провести проверку.

ТФОМС провел внеплановую тематическую проверку и целевую МЭЭ, которая установила ограничение доступности при оказании медпомощи пациенту, состояние которого требовало оказания экстренной медицинской помощи, в виде нарушения времени доезда бригады до пациента при оказании СМП в экстренной форме, предусмотренного Терпрограммой госгарантий бесплатного оказания медпомощи (1 час 10 мин против установленных 20 мин). ТФОМС применил код дефекта – 1.1.3. "нарушение условий оказания медпомощи, в том числе времени доезда бригад СМП при оказании СМП в экстренной форме" и установил размер неоплаты – 30% подушевого финансирования (2668,80 руб.). Эту сумму фонд потребовал перечислить на счет ТФОМС.

При этом в акте МЭЭ указано, что фельдшер СМП недооценил тяжесть состояния пациента: внезапное ухудшение состояния у 18 летнего пациента было связано с резким подъемом температуры до фебрильных цифр (39,5-40,1 градусов), ознобом, болями в области почек и требовало оказания медицинской помощи в экстренной форме, т. е. безотлагательно и бесплатно. При этом в журнале вызовов сделана запись "высокая температура" (без указания цифр и указаний на боли в пояснице и при мочеиспускании), а информация о повторных обращениях на скорую помощь в связи с ростом температуры и ухудшением состояния в журнале отсутствует. Установлено, что вызов передан бригаде СМП спустя 1 час 5 минут после приёма вызова фельдшером, к пациенту бригада прибыла в течение ближайших пяти минут. Пациент же был госпитализирован в горбольницу с диагнозами "Хронический цистопиелонефрит? ОРВИ? острый бронхит?"

Однако суды обратили внимание на следующее:

  • основным фактором оказания скорой медицинской помощи в экстренной форме является угрожающее жизни состояние;
  • а такое состояние определено в п. 6.2 приказа Минздрава России от 24 апреля 2008 г. № 194н как вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью;
  • согласно же п. 12 Порядка оказания медпомощи по профилю "терапия" при выявлении показаний к оказанию медпомощи в экстренной и неотложной формах пациента безотлагательно доставляют, в том числе бригадой СМП, в необходимую медорганизацию. При этом повод к направлению бригады СМП на вызов – это предварительный синдромальный диагноз и краткая характеристика ситуации, формулируемые фельдшером (медсестрой) по приему вызовов СМП на основании данных, полученных от вызывающего;
  • в спорном случае каких-либо симптомов, подтверждающих наличие явной угрозы жизни и здоровью пациента при первичном вызове, диспетчеру станции СМП не сообщили. Спорный вызов диспетчер квалифицировала как неотложный с учетом отсутствия признаков, позволяющих отнести его к экстренным;
  • а время доезда скорой по неотложному выезду в Терпрограмме не определено, но составило 1 час 10 минут, то есть в пределах двух часов, установленных терпрограммой как срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • следовательно, избыточной задержки в осуществлении выезда бригады СМП в данном случае нет, а невозможность выезда на вызов сразу после принятия вызова обусловлена обстоятельствами объективного характера;
  • да и штраф в размере 30% подушного финансирования предусмотрен за нарушение времени доезда бригад СМП по "экстренным" вызовам. Ответственности за опоздание по "неотложным" вызовам в региональном тарифном соглашении ОМС вообще не установлено;
  • более того, фактически этот конкретный случай оказания медпомощи на оплату в системе ОМС заявителем не представлялся, каких-либо затрат ТФОМС не понес;
  • а стало быть, никакого штрафа платить не нужно.

ВС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, отметив, что нижестоящие суды не нашли доказательств наличия у принимавшего сообщение фельдшера всей необходимой информации о состоянии больного, позволявшей отнести данный вызов к экстренным. А на переоценку доказательств у кассационной инстанции полномочий не имеется.

Документы по теме: