Надзор за алкорынком, управляющими МКД, букмекерами и аккредитованными лицами будет проводиться без риск-ориентированного подхода
VitalikRadko / Depositphotos.com |
Правительство РФ пересмотрело перечень видов государственного надзора и контроля, – как федерального, так и регионального, – которые должны осуществляться с применением РОП (риск-ориентированного подхода), то есть с "плавающей" частотой плановых проверок, в зависимости от потенциальной опасности поднадзорного субъекта/объекта (постановление Правительства РФ от 21 марта 2019 г. № 289).
В частности, из федеральных видов надзора, которые вот уже не один год должны были применять РОП, исключены:
- лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- лицензионный контроль за деятельностью, связанной с отходами I-IV классов опасности;
- лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров;
- лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожбезопасности зданий и сооружений;
- государственный надзор в сфере рекламы (связано с тем, что плановые проверки в данной сфере отменены вообще как явление);
- федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц;
- лицензионный контроль за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Отложено применение РОП в ветнадзоре (и федеральном, и региональном) – теперь только с 2021 года.
Могут ли проверяющие быть привлечены к ответственности, если проводят проверку без оснований? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Из региональных РОП-надзоров исчезли следующие:
- лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению МКД (интересно, что жилищный надзор, который занят тем же, но в отношении ТСЖ, официально остается риск-ориентированным);
- надзор в области долевого строительства (потому что с этого года плановые проверки застройщиков в рамках ДДУ-надзора не проводятся в принципе);
- лицензионный контроль за алкогольной розницей.
При этом региональные надзоры в области защиты населения и территорий от ЧС, за сохранностью региональных и межмуниципальных автодорог, а также в области регулируемых государством цен (тарифов) будут проводиться с применением РОП (с 2020 года).
Исключение из указанных списков некоторых видов надзора, полагаем, не означает, что РОП в этих сферах применять нельзя. Напротив, ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) разрешает применять РОП всем надзорным органам, однако те виды госнадзора, которые поименованы в рассмотренных Перечнях, могут осуществляться только с РОП и никак иначе, а если "поднадзорные" еще не распределены по категориям опасности/риска, то проводить плановые проверки вообще нельзя (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 18 февраля 2019 г. № 76/2-573-2018).
А вот обратная ситуация – введение РОП без специальной "санкции" от Правительства РФ – не противоречит Закону № 294-ФЗ.
Это актуально, например, для регионального лицензионного контроля за управляющими МКД организациями: некоторые регионы уже успели ввести " у себя" РОП в этой сфере, и отказываться от него они не обязаны.
Наконец, введена и периодичность региональных проверок в зависимости от категории риска/класса опасности. Для удобства правоприменителей сроки плановых федеральных и региональных проверок были представлены в одной таблице:
Категории риска | Классы (категории) опасности | Особенности проведения плановых проверок | |
для федерального государственного контроля (надзора) | для регионального государственного контроля (надзора), кроме экологического и стройнадзора | ||
Чрезвычайно высокий риск | 1 класс | плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности | плановая проверка проводится 1 раз в год |
Высокий риск | 2 класс | плановая проверка проводится 1 раз в 2 года | |
Значительный риск | 3 класс | плановая проверка проводится 1 раз в 3 года | |
Средний риск | 4 класс | плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности | плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет |
Умеренный риск | 5 класс | плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет | |
Низкий риск | 6 класс | плановые проверки не проводятся (кроме миграционных, транспортных, в области БДД, гособоронзаказа) |