Минкомсвязь России: закон о цифровом профиле граждан и организаций должен быть принят в этом году
SergeyNivens / Depositphotos.com |
Под цифровым профилем согласно подготовленному Минкомсвязью России законопроекту1 понимается совокупность сведений о физических и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов и осуществляющих отдельные публичные полномочия организаций, а также в единой системе идентификации и аутентификации. Основная цель создания инфраструктуры, обеспечивающей доступ к цифровому профилю, – обмен информацией между гражданами, организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ее создание – одна из задач, предусмотренных национальной программы "Цифровая экономика РФ"). Как отметил в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин, закон о цифровом профиле должен быть принят до конца этого года, а к концу следующего (в IV квартале 2020 года) соответствующую инфраструктуру планируется ввести в промышленную эксплуатацию.
Определенным прообразом цифрового профиля, по словам замминистра, является подтвержденная учетная запись в ЕСИА (к концу 2018 года количество таких записей оставило 52,5 млн) – именно на базе ЕСИА будет формироваться соответствующая инфраструктура. В настоящее время идет подготовка к запуску пилотного проекта по созданию цифровых профилей граждан и обеспечению допуска к содержащимся в них сведениям некоторых участников финансового рынка. Как рассказала первый заместитель председателя Банка России Ольга Скоробогатова, в рамках эксперимента, который будет запущен в апреле-мае текущего года, 16 крупнейших банков и три крупных страховых компании смогут получать из цифровых профилей граждан – с их согласия – сведения о них, поступившие из информационных систем ФНС России, МВД России, ПФР и Росреестра, при оформлении кредитов, полисов ОСАГО и КАСКО. В ходе реализации проекта предстоит, в частности, проанализировать механизмы хранения и передачи данных из указанных информационных систем, обеспечить их синхронизацию и автоматическое обновление, а также разработать технологию предоставления и отзыва согласия граждан – именно в цифровом профиле – на использование их данных. К ноябрю планируется подготовить необходимую инфраструктуру, а с декабря по март – непосредственно тестировать ее работу, подключив к ней обозначенные банки, страховые компании и самих граждан. В случае успешной реализации пилота такая система взаимодействия будет использоваться при получении других финансовых услуг. А после ввода цифровых профилей граждан в промышленную эксплуатацию начнется разработка аналогичной инфраструктуры для цифровых профилей юридических лиц.
С массивом судебных решений по спорам, связанным с защитой персональных данных, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступОпираясь на текст законопроекта и обнародованную информацию о пилотном проекте, можно обозначить предполагаемые основные направления использования цифрового профиля.
Идентификация и аутентификация лица на основе ID – присвоенного сведениям о конкретном лице уникального обозначения. Причем согласно законопроекту такие идентификаторы смогут использоваться не только с целью доступа к информационным системам или для получения госуслуг, но и, например, при совершении гражданско-правовых сделок (по соглашению сторон), то есть речь идет фактически об использовании одного или нескольких ID лица вместо удостоверяющего личность документа.
Обеспечение удобного доступа к совокупности сведений, содержащихся в цифровых профилях лиц, самим этим лицам, а также автоматическое обновление данных. Какая именно информация будет храниться непосредственно в цифровом профиле, предстоит определить Правительству РФ. В рамках пилотного проекта, по словам Ольги Скоробогатовой, в него будут включены 57 видов сведений. Кроме того, упростится доступ и к другим данным – цифровой профиль позволит лицу получать информацию о себе из любой информационной системы в режиме онлайн: согласно законопроекту госорганы и осуществляющие публичные полномочия организации будут обязаны предоставить требуемые сведения в течение 15 секунд с момента направления запроса. Нельзя не отметить, что для практической реализации такой задачи необходима глобальная модернизация существующих информационных систем – именно поэтому разработка решений по цифровому профилю ведется, как портал ГАРАНТ.РУ писал ранее, параллельно с созданием национальной системы управления данными, цель которой – актуализировать и синхронизировать данные, хранящиеся в разных базах.
Хранение сведений о предоставленных лицу государственных и муниципальных услугах, в том числе документов, выданных по результатам их предоставления, в электронном виде.
Предоставление сведений из цифрового профиля физического или юридического лица органам государственной власти, местного самоуправления и организациям при условии получения согласия соответствующего лица – за исключением прямо установленных законом случаев, когда такое согласие не требуется. В настоящее время четко определены, например, условия обработки персональных данных гражданина без его согласия (п. 2-11 ч. 1 ст. 6, п. 2-10 ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"). По словам Максима Паршина, объем информации, которые все перечисленные субъекты, в том числе госорганы, смогут получать без согласия лиц, должен быть минимальным, так что не исключена вероятность соответствующей корректировки действующего законодательства. Кроме того, предполагается, что создаваемый в рамках цифрового профиля механизм так называемого управления согласиями позволит лицу не только давать согласие на получение и обработку своих данных по запросу каждого органа или организации, но и определять, какие именно из содержащихся в цифровом профиле сведений могут быть им предоставлены, и отзывать свое согласие в любое время. Важно, что в некоторых случаях доступ коммерческих организаций к соответствующей информации будет платным (перечень таких случаев и размер платы также предстоит определить правительству), что позволит, как отметил представитель Минкомсвязи России, частично компенсировать затраты государства на создание и содержание инфраструктуры цифрового профиля и не допустить излишней нагрузки на нее за счет попыток получения компаниями избыточного объема информации о конкретных лицах.
Предоставление так называемых проактивных государственных и муниципальных услуг – предполагается, что на основании содержащихся в цифровом профиле данных будет осуществляться не только уведомление лица о полагающихся ему льготах, субсидиях, необходимости замены документов (паспорта, например, или водительского удостоверения), но и автоматическое оформление заявки на получение соответствующей услуги.
Отдельно планируется обсудить возможности использования в рамках цифрового профиля биометрических данных. "Мы считаем, что биометрия может стать хорошим параметром для идентификации, дополнительным проверочным фактором в тех случаях, когда, например, физическое лицо с помощью цифрового профиля будет оформлять сделки или кредиты на крупные суммы. Вторая идея, которую сейчас с Минкомсвязью России обсуждаем, – возможность получения электронной подписи, необходимой для признания документов из цифрового профиля, в том числе согласия на обработку данных, юридически значимыми, на основе биометрических данных без личной явки [в законопроекте указано, что согласие субъекта персональных данных на их обработку с использованием инфраструктуры цифрового профиля должно быть оформлено в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке к оператору выдачи. – ГАРАНТ.РУ]", – сообщила Ольга Скоробогатова.
Таким образом, реализация всех обозначенных возможностей инфраструктуры цифрового профиля действительно позволит существенно упростить процессы предоставления и получения услуг – как государственных и муниципальных, так и коммерческих. Но прогнозировать, насколько успешным будет ее практическое внедрение, пока рано – как минимум до завершения пилотного проекта по допуску к цифровым профилям граждан участников финансового рынка.
______________________________
1 Текст законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации) размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/03-19/00089871).