Новости и аналитика Новости Проблемы в сфере оказания бесплатной юридической помощи: граждане не знают о возможностях ее получения, а адвокаты не справляются с отчетностью

Проблемы в сфере оказания бесплатной юридической помощи: граждане не знают о возможностях ее получения, а адвокаты не справляются с отчетностью

Проблемы в сфере оказания бесплатной юридической помощи: адвокаты не справляются с отчетностью, а граждане не знают о своих правах
alexraths / Depositphotos.com

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее – Закон № 324-ФЗ) вступил в силу более семи лет назад, с 15 января 2012 года. Однако, как показывает практика, в этой сфере до сих пор нерешенными остаются некоторые системные проблемы. Член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова на прошедшем в верхней палате парламента тематическом круглом столе указала прежде всего на проблемы недостаточности финансирования региональных систем оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, существования сложного механизма предоставления адвокатами отчетности для получения оплаты за оказанные ими услуги и информированности граждан о возможностях получения бесплатной юридической помощи. Кроме того, сенатор обратила внимание на то, что законодательно следует определить понятия "трудной жизненной ситуации", "экстренного случая" для того, чтобы при соответствующем стечении обстоятельств помощь могла быть оказана незамедлительно, без необходимости сбора человеком документов, подтверждающих его принадлежность к той или иной категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи (ст. 20 Закона № 324-ФЗ).

Стоит отметить, что субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные гарантии реализации прав граждан в сфере оказания бесплатной юрпомощи, в том числе путем расширения перечня категорий лиц, имеющих право на ее получение (ч. 4 ст. 3 Закона № 324-ФЗ). Ирина Рукавишникова отметила, что соответствующий перечень не дополнен только в девяти регионах, в частности в Карачево-Черкесской Республике, Приморском крае, Амурской области. Заметим также, что многие эксперты указали на целесообразность расширения гарантий и на федеральном уровне путем принятия поправок, предусмотренных законопроектами об освобождении всех получателей бесплатной юрпомощи от уплаты госпошлины за оформление нотариальной доверенности, о предоставлении права на такого рода помощь безработным лицам предпенсионного возраста и участникам долевого строительства, чьи права нарушены, при условии их включения в реестр пострадавших граждан.

В 61 субъекте РФ, согласно данным Минюста России, представленным в рамках круглого стола, бесплатная юридическая помощь оказывается в основном адвокатами. Лишь в 15 регионах основными участниками государственной системы оказания такой помощи являются одновременно и адвокаты, и государственные юридические бюро. А еще в 9 субъектах РФ функционируют преимущественно бюро, а адвокатура в системе не участвует. Заметим, что на оказание бесплатной юрпомощи во всех субъектах РФ уполномочены также государственные органы исполнительной власти и органы управления государственных внебюджетных фондов (ст. 15 Закона № 324-ФЗ), но они принимают в системе незначительное участие.

В тех регионах, где бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы оказывается и бюро, и адвокатами, по словам аудитора Счетной палаты РФ Татьяны Блиновой, граждане чаще обращаются в госбюро. По ее мнению, необходимо стимулировать субъекты РФ создавать такие организации. Напомним, что создаются государственные юридические бюро на основании региональных законов (ч. 1 ст. 17 Закона № 324-ФЗ). Эксперт отметила, что каждый четвертый гражданин РФ имеет право на получение бесплатной юрпомощи. При этом каждый третий из числа тех, кто таким правом обладает, включен в соответствующий перечень на основании регионального нормативно-правового регулирования.


В каких случаях государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование граждан? Узнайте ответ в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


У адвокатов, как уже отмечалось, существуют трудности с представлением отчетности об оказании гражданам бесплатной юридической помощи. Директор департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России Александра Дронова пояснила, что адвокаты часто просто не тратят время на оформление документов, необходимых для получения оплаты за оказанные ими услуги, учитывая низкий размер соответствующего вознаграждения и сложные формы отчетности. Напомним, что система оказания бесплатной юрпомощи предполагает оплату труда адвокатов, действующих в ее рамках, за счет средств бюджетов субъектов РФ (ч. 2 ст. 29 Закона № 324-ФЗ). Член Общественной палаты Костромской области, адвокат Михаил Шлячков подчеркнул, что на практике адвокаты принимают всех нуждающихся граждан соответствующих категорий, но оплату за это в итоге не получают. Он считает, что порядок предоставления отечности для оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, следует реформировать. А именно, вознаграждение должно выплачиваться в виде фиксированной суммы за сам факт участия в оказании такого рода услуг без необходимости при этом указания сведений о каждом из обратившихся к адвокату граждан. Напомним, что размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юрпомощь в рамках соответствующей государственной системы, и компенсации их расходов определяются законами и иными НПА субъектов РФ (ч. 10 ст. 18 Закона № 324-ФЗ). А формы отчетности утверждены приказом Минюста России от 12 ноября 2012 г. № 206 "Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Отметим также, что Минюст России весной прошлого года в некоторой степени все же оптимизировал порядок представления адвокатской отчетности.

По словам заместителя губернатора Вологодской области, полномочного представителя губернатора и Правительства области в Законодательном Собрании области Эдуарда Зайнака, с одной стороны, спрос на бесплатную юридическую помощь высокий, а с другой стороны, уровень осведомленности населения о возможностях ее получения низкий. Необходимо, по его мнению, больше внимания уделять правовому просвещению граждан, в том числе с помощью Интернета. В Вологодской области, например, создан официальный сайт правовой информации, на котором размещены сведения о возможностях получения гражданами бесплатной юридической помощи.

Директор правового департамента администрации губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области Игорь Андреечев считает целесообразным разработать на федеральном уровне методические рекомендации для субъектов РФ по правовому просвещению граждан. Проблема, пояснил он, заключается в том, что на регионы возлагается задача информирования граждан об их правах в том числе в сфере оказания бесплатной юрпомощи, но при этом методика такой работы не определена. Получается, что уполномоченным органам субъектов РФ необходимо самостоятельно вырабатывать ее. А ресурсов, в первую очередь кадровых, для этого не хватает.

К числу наиболее эффективных форм распространения информации о бесплатной юрпомощи среди населения, согласно проекту рекомендаций по итогам круглого стола [текст проекта имеется в распоряжении ГАРАНТ.РУ], относятся:

  • создание тематических разделов и баннеров с информацией о бесплатной юридической помощи на официальных интернет-порталах субъектов РФ, сайтах региональных госорганов, органов местного самоуправления, территориальных отделений государственных внебюджетных фондов;
  • формирование специализированных интернет-ресурсов;
  • создание на официальных сайтах уполномоченных органов и организаций интерактивных карт, отображающих сведения об адресах и компетенции субъектов, оказывающих бесплатную юрпомощь;
  • размещение информации на сайтах и в помещениях МФЦ;
  • распространение информации с помощью соцсетей.

Но информирование может осуществляться не только в рамках интернет-пространства. Так, согласно позиции ФНП, представившей на круглый стол свои предложения по совершенствованию регулирования и практики в сфере оказания бесплатной юридической помощи, следует усилить централизацию организации в субъектах РФ теле-передач, направленных на правовое просвещение граждан, финансировать печатные региональные СМИ, разъясняющие гражданам их права и обязанности, распространить во всех регионах практику проведения совместных правовых площадок с участием представителей нотариата, адвокатуры, социальных служб и т. д.

Документы по теме: