Наказать за грубое нарушение медлицензии можно в течение всего лишь трех месяцев
photographee.eu / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации отменил наказание по ч. 3 ст. 19.20 КоАП замначальнику по детству и родовспоможению медсанчасти, потому что мировой судья признал ее виновной и оштрафовал за пределами трехмесячного срока привлечения к ответственности, ошибочно применив в данном случае срок давности в один год, предусмотренный за нарушение законодательства РФ об охране здоровья граждан (Постановление ВС РФ от 20 декабря 2018 г. № 35-АД18-6).
Вообще, к выводу о виновности указанного должностного лица первоначально пришел Росздравнадзор: именно это ведомство проводило проверку по факту смерти пациентки в родах. Выяснилось, что несмотря на то, что у роженицы были выявлены анемия тяжелой степени, варикозное расширение вен нижних конечностей при изосенсебилизации по АВО, она не была маршрутизирована на III А уровень оказания медицинской помощи для родоразрешения (в пренатальный центр), хотя именно этот алгоритм предписывался Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утв. приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 г. № 572н. А замначальника МСЧ по детству и родовспоможению, по мнению ведомства, все зависящие от нее меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, не предприняла и свои должностные обязанности надлежащим образом не исполнила, что и вылилось в несоблюдение указанного Порядка оказания медпомощи и, стало быть, в грубом нарушении лицензионных требований при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли.
А поскольку маршрутизировать пациентку в пренатальный центр требовалось именно в тот день, когда она обратилась в медчасть, то он и являлся днем совершения этого правонарушения.
Первоначальное привлечение замначальника по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ состоялось в сжатые сроки. Но при этом по делу были допущены процессуальные нарушения, и в итоге все судебные постановления по делу были отменены городским судом. Однако отменили их уже после того, как со дня обращения роженицы, и даже со дня ее смерти прошло более трех месяцев. КоАП РФ в этом случае предписывает суду вынести решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Только вот городской суд вместо этого отправил дело на новое рассмотрение мировому судье, а региональный суд поддержал это решение, указав что – поскольку указанное правонарушение нарушает законодательство РФ об охране здоровья граждан, то следует применять специальный, годичный, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (решение Удомельского городского суда Тверской области от 3 июля 2017 г. по делу № 12-25/2017).
ВС РФ не поддержал этот вывод, указав, что объектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, является установленный порядок управления, а объективная сторона выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией. А срок давности – всего три месяца. Эта правовая позиция, указал ВС РФ, выражена также в постановлении от 2 августа 2018 г. № 73-АД18-6.
В итоге наказание замначальнику медсанчасти отменено, а само дело – прекращено по п. 6. ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (истечение сроков давности привлечения).