ВС РФ: передавать имущество должника-банкрота в качестве отступного одному из кредиторов минуя стадию его продажи на торгах нельзя
Fotofabrika / Depositphotos.com |
Законодательство о банкротстве направлено на установление баланса между разнонаправленными интересами кредиторов, с одной стороны, должника и лиц, участвующих в его капитале, с другой стороны. Это значит, что кредиторы не могут принимать произвольные решения о судьбе имущества должника, игнорируя предписанные законом процедуры, направленные на выявление его рыночной стоимости. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая кассационные жалобы конкурсного управляющего ООО и участника этого общества (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21 января 2019 г. № 302-ЭС18-528).
Обстоятельства данного дела заключались в следующем.
На собрании кредиторов общества было принято решение о заключении соглашения, по условиям которого недвижимое имущество должника передается в качестве отступного одному из кредиторов, а последний, в свою очередь, обязан перечислить должнику денежные средства в размере 3,47 млн руб. в погашение требований других кредиторов. При этом соглашение было заключено на условиях, предложенных самим кредитором, а зафиксированная в нем стоимость имущества, подлежащего передаче в качестве отступного, составила 10,6 млн руб.
Конкурсный управляющий должником обратился в суд с заявлением о признании указанного решения собрания кредиторов недействительным. По его мнению, это решение нарушило права кредиторов и должника на получение максимальной выручки от реализации имущества.
Суд первой инстанции признал решение собрания кредиторов недействительным. Он указал, что принятое решение противоречит установленному Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве)) порядку передачи имущества в качестве отступного, поскольку такая передача возможна лишь после соблюдения процедуры реализации имущества путем проведения нескольких последовательных торгов, в том числе, посредством публичного предложения.
Однако суд апелляционной инстанции отменил определение суда первой инстанции. Он счел, что в данном случае прямая передача имущества должника в качестве отступного не привела к нарушению прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, так как кредитор принял на себя обязательство по перечислению на расчетный счет должника денежных средств даже в большем размере, чем необходимо для погашения требований всех кредиторов общества.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ с таким подходом не согласилась и оставила в силе определение суда первой инстанции. Она пояснила следующее.
Законом о несостоятельности (банкротстве) предусмотрен специальный порядок реализации имущества должника путем проведения нескольких последовательных торгов.
Такой механизм реализации имущества банкрота направлен на создание условий для заключения сделок по наиболее высокой цене, выявленной в ходе сопоставления свободных конкурирующих заявок. Это обеспечивает защиту как интересов кредиторов, так и защиту прав должника, его участников (акционеров, собственников имущества унитарных предприятий), претендующих на активы должника, оставшиеся после расчетов с кредиторами.
В качестве отступного кредиторам может быть передано только то имущество, которое не было продано в порядке, установленном Законом о несостоятельности (банкротстве).
В рассматриваемом же случае собрание кредиторов большинством голосов фактически одобрило заключение соглашения об отступном с одним из кредиторов, минуя стадию продажи недвижимого имущества на торгах.
Такое решение собрания кредиторов противоречит требованиям, предъявляемым Законом о несостоятельности (банкротстве) к порядку отчуждения имущества должника.
И хотя оно не нарушило права кредиторов должника, но зато пострадали интересы самого должника и ее мажоритарного участника, который имел правомерные ожидания относительно того, что имущество подконтрольной ему организации будет выставлено на торги для определения справедливой цены продажи.
Таким образом, заключил ВС РФ, прямая передача имущества в качестве отступного одному из кредиторов на предложенных этим кредитором условиях без выявления в установленном порядке подлинной стоимости недвижимости нарушила права должника и, как следствие, права его участника.