Перспективы регулирования финансового рынка: законодательное закрепление цифровых прав, статуса специальных субъектов лизинговой деятельности, правил категоризации инвесторов
ras-slava / Depositphotos.com |
Уже в феврале во втором и третьем чтениях может быть принят пакет законопроектов в сфере цифровой экономики: о цифровых финансовых активах, о закреплении в Гражданском кодексе норм о цифровых правах, о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ1. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции председатель Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Напомним, еще в начале прошлой – осенней – сессии палаты проекты были существенно доработаны: из них, в частности, исключены такие термины, как криптовалюта, токен, майнинг и пр., и предложен общий подход к регулированию отношений, связанных с цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами. Сейчас, как подчеркнул депутат, анализируются замечания к скорректированным текстам документов Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (далее – совет по кодификации). Стоит отметить, что пока совет по кодификации рассмотрел (29 ноября прошлого года) только новую версию законопроекта о цифровых финансовых активах. Среди основных замечаний к нему: недостаточная определенность в соотношении понятий "цифровые финансовые активы" и "цифровые права" (из содержания проекта можно сделать вывод о том, что цифровые финансовые активы – это совокупность цифровых прав, однако прямо об этом не говорится), отсутствие перечня денежных требований, которые могут быть удостоверены цифровыми правами, необоснованность предложения о введении цифровых прав на доли в уставном капитале ООО, неограниченность перечня эмитентов цифровых прав и активов (что позволит войти в их число и так называемым фирмам-однодневкам) и др. Два других законопроекта совет по кодификации обсудит 17 января, и, судя по проектам заключений2, концептуально поддержит, несмотря на ряд замечаний.
В рамках текущей весенней сессии предполагается внесение в Госдуму законопроекта о признании юридической значимости электронных документов – как отметил Анатолий Аксаков, проект подготовлен и находится на внутреннем согласовании – и рассмотрение инициатив по корректировке законодательства об электронных подписях. По словам депутата, пока не все поддерживают предложение Минкомсвязи России о выдаче квалифицированных электронных подписей юридическим лицам исключительно удостоверяющим центром при ФНС России, а должностным лицам органов власти и местного самоуправления – Федеральным казначейством.
Как определить, распространяется ли на организацию требование о проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности, узнайте из материала "Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступТакже в феврале планируется принять законопроект3, наделяющий Банк России полномочиями по контролю за СРО аудиторов и аудиторами общественно значимых организаций, к которым предлагается относить ПАО, кредитные и страховые организации, НПФ, госкорпорации и пр., и предусматривающий ряд дополнительных требований к таким аудиторским организациям (в первом чтении проект был принят еще 13 декабря 2017 года). Анатолий Аксаков подчеркнул, что принятие соответствующего закона действительно позволит повысить качество аудита общественно значимых организаций, и почти все позиции по проекту согласованы. Кроме одной – о необходимом для рынка аудиторских услуг количестве СРО. Существует мнение, что при существовании нескольких СРО может иметь место "переманивание" членов за счет снижения требований к их деятельности, и для наведения порядка в этой области нужно оставить только одну организацию. Тем не менее в настоящее время созданы всего две СРО аудиторов, и такой проблемы нет, так что, по мнению депутата, не стоит кардинально менять существующий порядок, но можно скорректировать требование к составу СРО, предусмотрев не конкретное количество аудиторов и аудиторских организаций, как сейчас (п. 1 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"), а определенную долю от всех действующих на рынке аудиторов.
Важные изменения планируется внести и в регулирование лизинговой деятельности, закрепив статус ее специальных субъектов. Согласно соответствующему законопроекту4 таковыми предлагается считать лизинговые компании, получившие государственную поддержку или претендующие на нее, банки, юридические лица, доля участия в уставном капитале которых Российской Федерации, региона, муниципального образования (суммарно) превышает 50%, и аффилированные с ними организации, а также юридические лица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует Банк России или Агентство по страхованию вкладов. Планируется, в частности, ввести требования о минимальном размере собственных средств указанных субъектов, обязательном аудите бухгалтерской отчетности, включении в специальный реестр Банка России, определить порядок осуществления контроля их деятельности регулятором, предусмотреть нормы о создании СРО и утверждении стандартов саморегулирования. "По нашим оценкам, лизинговые компании занимают второе место после банковского сектора по объему финансовых услуг, которые оказываются на рынке, но при этом большое количество таких компаний являются убыточными. Соответственно, масса вопросов возникает к их деятельности, в том числе с точки зрения злоупотреблений, поэтому Правительство РФ и внесло законопроект с целью наведения порядка на этом рынке, – пояснил Анатолий Аксаков. – Будет жесткая дискуссия, но мы к ней готовы".
Также в приоритете рассмотрение законопроекта о категоризации инвесторов – физических лиц5. Для граждан, относящихся к каждой из предлагаемых четырех категорий: особо защищаемый неквалифицированный инвестор, простой неквалифицированный инвестор, простой квалифицированный инвестор, профессиональный квалифицированный инвестор – будет определен перечень доступных финансовых инструментов и сделок. Предполагается, что осуществлять категоризацию инвесторов будут обязаны профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, форекс-дилеры, доверительные управляющие и т. д.
Всего, по прогнозам Анатолия Аксакова, в рамках весенней сессии будут рассмотрены около 80% внесенных в Госдуму законопроектов, ответственным комитетом по которым является Комитет Госдумы по финансовому рынку, – на сегодняшний день их 67. Среди них, помимо уже перечисленных, законопроекты о регулировании отношений операторов по переводу денежных средств и поставщиков платежных приложений (типа Google Pay, Apple Pay и т. п.), уточнении требований к деятельности на территории России иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг, возможности возврата заемщику уплаченной им страховой премии при отказе от договора страхования в связи с досрочным погашением потребительского кредита6 и др.
______________________________
1 С текстом законопроекта № 419059-7 "О цифровых финансовых активах", законопроекта № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации", законопроекта № 419090-7 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ" и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 Проекты заключений совета кодификации по указанным законопроектам размещены на официальном сайте Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ (privlaw.ru/povestka-35, privlaw.ru/povestka-36).
3 С текстом законопроекта № 273179-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
4 С текстом законопроекта № 586986-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
5 С текстом законопроекта № 618877-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
6 Законопроект № 603192-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе", законопроект № 603170-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и законопроект № 498384-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части обеспечения возможности возврата заемщику – физическому лицу части уплаченной им страховой премии при досрочном отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением обязательств по договору потребительского кредита (займа)" соответственно.