Новости и аналитика Новости Разработаны рекомендации по соблюдению законодательства при рекламе лекарств

Разработаны рекомендации по соблюдению законодательства при рекламе лекарств

Разработаны рекомендации по соблюдению законодательства при рекламе лекарств
Syda_Productions / Depositphotos.com

Фармбизнес, антимонопольная служба, юристы и Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН объединили усилия для выработки рекомендаций о соблюдении Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе) при рекламе безрецептурных ЛС (для потребителей).

Рекомендации учитывают не только нормы Закона о рекламе, но и сложившуюся практику его применения, в том числе правовые позиции, сформулированные ФАС России (рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств от 7 ноября 2018 года).

Например, сравнить "свое" лекарство и препарат конкурентов можно, однако без оскорбительных намеков и только по сопоставимым характеристикам (схожий состав, механизм действия, способ приема и т. д.). Можно сравнивать препараты с разными МНН, но с одинаковыми зарегистрированными показаниями к применению и по четким и достоверным критериям сравнения.

Кроме того, реклама не должна быть слишком оптимистичной: нельзя говорить, что препарат победит, исцелит, уничтожит или восстановит! Допускается, однако, осторожно упомянуть, что препарат способствует исцелению, или помогает уничтожать, или восстанавливает, борется, атакует, воздействует. То есть не следует говорить – победа! Лучше сказать: защита, лечение, помощь. Не нужно утверждать, что препарат – это решение проблемы! – но можно сказать, что это начало процесса.

Похожие советы даны при использовании наречий: возбраняется наполнять рекламу словами типа "однозначно, непременно, неизбежно, гарантированно, навсегда, никогда, продолжительно, стремительно, мгновенно" и т. п. Куда лучше: "бережно, существенно, несущественно, удобно, нежно, ласково, мягко" и т. п.

Строго не рекомендуется намекать потребителям, что они больны, заболевают или, скорее всего, заболеют. Не следует даже включать в рекламу вопросы типа "Кашляете?" или "у Вас проблемы с_?" однако допустимо предполагать или даже утверждать о наличии заболевания без обращения к определенной группе лиц / человеку, когда утверждения, предположения или вопросы явно относятся к герою рекламного ролика.

Наконец, запрет на использование образов медработников – напоминают рекомендации –является тотальным. Не стоит рисковать, включая в рекламный ролик Айболита, Пилюлькина или доктора Живаго.

Документы по теме:

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе"