IT
Новости и аналитика Новости Экспертное сообщество обеспокоено отсутствием региональной составляющей в программе "Цифровая экономика"

Экспертное сообщество обеспокоено отсутствием региональной составляющей в программе "Цифровая экономика"

Экспертное сообщество обеспокоено отсутствием региональной составляющей в программе "Цифровая экономика"
Rawpixel  / Depositphotos.com

Паспорт национального проекта "Цифровая экономика", как отметил в ходе вчерашнего заседания Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики начальник отдела координации региональной информатизации Минкомсвязи России Валерий Сохоров, будет утвержден в декабре текущего года. В указанный проект, напомним, трансформируется утвержденная в прошлом году программа "Цифровая экономика" (в соответствии с подп. "б" п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). Он включает в себя шесть федеральных программ:

  • "Нормативное регулирование цифровой среды";
  • "Информационная инфраструктура";
  • "Кадры для цифровой экономики";
  • "Информационная безопасность";
  • "Цифровые технологии";
  • "Цифровое государственное управление".

В паспорте нацпроекта предполагается указать, какие результаты должны быть достигнуты при реализации каждой из программ, и определить сроки реализации и объемы финансирования. Однако практически все мероприятия, предусмотренные текущей версией проекта документа, – федерального уровня, в связи с чем роль регионов в цифровизации экономики непонятна, отметил первый заместитель Министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Андрей Бородин.

Стоит отметить, что при утверждении ключевых параметров всех разработанных во исполнение майского указа нацпроектов (на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшемся 24 октября) Владимир Путин обратил внимание на необходимость их детализации на основании предложений субъектов РФ – чтобы каждый регион понимал, какие задачи и за счет каких ресурсов ему предстоит решить. По словам Валерия Сохорова, до 30 ноября Минкомсвязь России направит в субъекты РФ методические рекомендации с типовыми паспортами федеральных проектов, и каждый регион сможет сам определить, какие из перечисленных в них мероприятий ему подходят.

Разумеется, возможность перехода к цифровой экономике напрямую зависит от того, какие условия для применения цифровых технологий созданы в конкретном субъекте РФ. "Акцент нужно сделать не столько на поддержку цифровых компаний в регионах, сколько на цифровизацию традиционных отраслей экономики, – уверен директор по региональной политике АНО "Цифровая экономика" Александр Зорин. – Поэтому сами регионы, исходя их своих потребностей, условий и ресурсов, должны формировать цели использования цифровых технологий и закладывать их в программы своего социально-экономического развития". Так что целесообразным представляется внедрение тех цифровых технологий, применение которых позволяет повысить эффективность государственного управления или бизнеса, улучшить качество жизни граждан, – именно такие проекты включаются в базу эффективных кейсов для развития цифровой экономики в субъектах РФ, формируемую АНО "Цифровая экономика".

Для того чтобы мотивировать на повышение уровня цифровизации региона не только органы власти, но и непосредственно бизнес, следует, по мнению Александра Зорина, скорректировать меры поддержки предпринимателей, в том числе субъектов МСП, указав, например, что получаемые средства должны использоваться прежде всего на внедрение цифровых технологий.

Представителям бизнеса стоит иметь в виду, что в конце этого или начале следующего года будут утверждены правила предоставления субсидий (в виде грантов) юридическим лицам для реализации проектов, связанных с разработкой и внедрением так называемых прорывных информационных технологий (большие данные, нейротехнологии и т. п.). Как отметил Валерий Сохоров, заявки на участие в соответствующем конкурсе нужно будет согласовывать с регионами – это позволит разрабатывать эффективные IT-решения в наиболее значимых для региона областях.

Кроме того, стоит обратить внимание на новые возможности по привлечению средств, которые появились в связи с тем, что информационные технологии теперь могут являться объектами концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29 июня 2018 г. № 173-ФЗ). По словам директора по развитию ФРИИ Евгения Борисова, в некоторых регионах уже в ближайшее время будут запущены IT-проекты по модели ГЧП и концессии, в Нижегородской области, например, – по ЖКХ и телемедицине.

Таким образом, до нормативного закрепления целей и задач регионов по реализации проекта "Цифровая экономика" эксперты предлагают им пользоваться всеми существующими на данный момент возможностями по внедрению цифровых технологий: реализовывать подходящие решения, апробированные в других регионах, использовать все доступные источники финансирования (помимо перечисленных выше, можно отметить также практику предоставления средств на разработку цифровых проектов фондами, в частности ФРИИ и Фондом содействия инновациям), по возможности интегрировать в новые проекты уже созданные цифровые платформы, обеспечивать подготовку кадров, обладающих знаниями в сфере цифровых технологий (так, например, ряд регионов, как сообщил Евгений Борисов, уже реализуют разработанные ФРИИ программы обучения: для чиновников, корпораций, студентов и даже школьников). Однако реализация масштабных технологических проектов без создания единой системы управления цифровой трансформацией региональной экономики на уровне каждого субъекта, по мнению экспертного сообщества, невозможна.

Документы по теме:

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"