Новости и аналитика Новости Дезинфектология, сексология и еще более 20 услуг и работ могут исчезнуть из перечня медуслуг: проект Минздрава России

Дезинфектология, сексология и еще более 20 услуг и работ могут исчезнуть из перечня медуслуг: проект Минздрава России

Дезинфектология, сексология и еще более 20 услуг и работ могут исчезнуть из перечня медуслуг: проект Минздрава России
VadimVasenin / Depositphotos.com

Минздрав России презентовал проект поправок в положение о лицензировании меддеятельности (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291).

Поправки появились на свет как плод межведомственной борьбы Минздрава России и ФАС России. Уже более года назад ФАС России признал (решение ФАС России от 17 октября 2017 г. № 18/71516/17), что законодательство о лицензировании меддеятельности фрагментарно и непрозрачно; Минздрав России за годы своей деятельности так и не установил ясных и исчерпывающих требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования. Затем антимонопольное ведомство выдало Минздраву России предписание с требованием устранить эти пробелы и явить, наконец, ясные и полные лицензионные "медицинские" требования.

Минздрав России пытался оспорить предписание, но безуспешно: суд признал правоту ФАС России (позиция Минздрава России сводилась к следующему – медуслуги и работы из Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности) оказываются не просто так, а в рамках каких-то конкретных видов медпомощи, каких именно – написано в приказе Минздрава России 11 марта 2013 г. № 121н, который обязателен к исполнению, плюс все лицензиаты и соискатели должны, разумеется, – хотя и по умолчанию, – исполнять все Порядки оказания медпомощи и проведения различных исследований и т. п. То есть все, конечно, сложно и запутанно, но единообразно, и разобраться вполне под силу).

Напомним, что этим предписанием (одобрено судом) ФАС России обязала Минздрав России установить лицензионные требования к организации и выполнению работ (услуг) по каждой работе (услуге), включенной в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Однако пока что Минздрав России не представил проекты таких требований по каждой услуге/работе. Вместо этого он предложил вот что:

  • в Положении о лицензировании медицинской деятельности будет написано, что Требования № 121н установлены Минздравом России не только в целях лицензирования (как сейчас), но и в целях оформления лицензии. Во всяком случае, в пояснительной записке к Проекту1 это уточнение названо мерой "урегулирования вопроса о нарушении законодательства РФ, в том числе антимонопольного";
  • лицензионные требования о соблюдении Порядков оказания медпомощи дополнить требованиями о соблюдении также Правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, а также Положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи, Порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. Проверять их соблюдение будут, согласно правкам, во время лицензионных проверок.

Кроме того, Минздравом России предложены и другие любопытные новшества:

  • образовательный ценз для руководителя изменят – высшее медобразование и сертификат по "Организации здравоохранения и общественному здоровью", согласно правкам, можно заменить высшим юридическим, экономическим или управленческим образованием и "допом" в области менеджмента в здравоохранении. Замы по медицинской деятельности должны будут иметь высшее медобразование и упомянутый сертификат, правда, при намерении осуществлять доврачебную помощь, им достаточно бакалавриата по "Сестринскому делу" или даже вовсе среднего профобразования по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг). Ровно то же проектом предусмотрено для руководителей структурных подразделений медорганизации;
  • будет сокращен перечень работ/услуг, составляющих меддеятельность. Во-первых, из перечня исчезнет "дезинфектология" (что, однако, противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации о необходимости медлицензии и штатных работников-медиков для всякой организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15 января 2018 г. № 309-КГ17-12073), осуществляющей дезинфекционную деятельность). Кроме того, планируется "вычеркнуть" работы/услуги по "генетике", "гигиеническому воспитанию", "диабетологии", "клинической микологии", "лабораторной микологии", "лабораторному делу", "медицинской статистике", по "наркологии" и "операционному делу", по "неотложной медицинской помощи", "реаниматологии", "сексологии", "стоматологии профилактической", "общей практике", "организации здравоохранения и общественному здоровью", по "организации сестринского дела" и "управлению сестринской деятельностью", "санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям", "хирургии (абдоминальной)", "энтомологии" и "экспертизе качества медицинской помощи". Кроме того, вместо услуг по "авиационной и космической медицине" появятся "медосвидетельствование авиационного персонала" и "медосвидетельствование и медобеспечение космонавтов и их реабилитация после космоса", а услуги по "бактериологии" и "вирусологии" объединят в "медицинскую микробиологию";
  • нотариальные копии учредительных документов и копию квитанции об уплате госпошлины можно не предоставлять, но нужно предоставлять копии трудовых договоров с медработниками, документа о внутреннем контроле качества и безопасности и документов о структуре и штатном расписании.

______________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/11-18/00085842).

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме: