Включение гражданина в состав правления банка не влияет на его отношения с данным банком в рамках трудового договора по другой должности
Fotofabrika / Depositphotos.com |
Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел дело о проверке конституционности ч. 1 ст. 281 Трудового кодекса. В соответствии с данной нормой федеральными законами, учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации, заключивших трудовой договор, могут распространяться особенности регулирования труда, установленные настоящей главой для руководителя организации. По мнению заявительницы, данная норма, позволяя увольнять по основанию, предусмотренному для руководителя организации, работников, являющихся одновременно членами коллегиального исполнительного органа этой организации без заключения соответствующего трудового договора и не получающих денежного вознаграждения за участие в его работе, лишает таких работников гарантий при увольнении в связи с сокращением штата, что приводит к несоразмерному ограничению их прав (Постановление КС РФ от 16 октября 2018 г. № 37-П).
Обращению работника в КС РФ предшествовали следующие события. С 2008 года заявительница трудилась в банке в должности начальника финансово-аналитического отдела. Помимо этого, в 2011 году на должность члена правления банка. В 2016 году банк был признан банкротом, в отношении него было открыто конкурсное производство, полномочия его временной администрации и иных органов управления прекращены. Работники были уведомлены о сокращении, однако еще до окончания срока предупреждения заявительница была уволена с должности начальника отдела по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 278 ТК РФ, – в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Суды общей юрисдикции признали такое увольнение законным, сославшись на то, что работница являлась членом правления банка – коллегиального исполнительного органа кредитной организации.
КС РФ признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции РФ, однако указал при этом, что по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает возможность увольнения по основаниям, предусмотренным ТК РФ для руководителя организации, работника, осуществляющего наряду с выполнением возложенных на него трудовым договором обязанностей функции члена коллегиального исполнительного на основании решения компетентного органа организации без заключения соответствующего трудового договора.
Иными словами, особенности регулирования труда руководителей организаций могут быть распространены на членов коллегиальных исполнительных органов только в случае заключения с ними трудового договора по соответствующей трудовой функции и только в рамках действия такого договора. Факт членства гражданина в коллегиальном исполнительном органе не создает никаких особенностей регулирования его труда в рамках исполнения им обязанностей по другим должностям.