Медицинские сайты с информацией об услуге "выдача медсправки" рискуют оказаться в Едином реестре запрещенных ресурсов
scanrail / Depositphotos.com |
Прокуратура активизировала свою работу по выявлению сайтов с запрещенной информацией, к какой относится и информация о возможности получения медицинских справок дистанционным способом и/или без прохождения медосмотра и подобные: в настоящий момент судами рассмотрено несколько сотен подобных дел.
Как правило, низовая прокуратура выявляет такие сайты, "осматривает" их и подает административное исковое заявление в районный суд о признании информации (часто сразу "оптом", с нескольких интернет-страниц) информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Разумеется, суд обязан рассмотреть дело объективно и беспристрастно, однако фактически процесс ведется "в одни ворота": формально ответчиком по иску выступает Роскомнадзор, который согласен с требованиями прокуратуры. Реальных же владельцев сайта и администраторов доменных имен в суд не зовут – зачастую прикрываясь информацией от прокуратуры, что установить таковых не представилось возможным. Поэтому о состязательности сторон в таком процессе говорить не приходится, а сам суд довольствуется представленными в дело сведениями и даже не открывает спорную страничку. Это обстоятельство очевидно из текстов самих судебных решений; отметим, что в решениях зачастую вообще нет никакой информации о конкретном контенте сайта, – только адрес и мнение административного истца (решение Октябрьского районного суда г. Мурманска Мурманской области от 12 сентября 2018 г. по делу № 2а-5301/2018, решение Куйбышевского районного суда г. Омска Омской области от 12 сентября 2018 г. по делу № 2а-3713/2018, решение Октябрьского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 11 сентября 2018 г. по делу № 2а-4362/2018, решение Вологодского городского суда Вологодской области от 6 сентября 2018 г. по делу № 2а-7235/2018, решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 20 августа 2018 г. по делу № 2а-2609/2018).
После того, как суд – по материалам дела, то есть фактически по "голому" заявлению прокуратуры – признает спорную информацию, размещенную по конкретному сетевому адресу, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, и решение вступит в силу, Роскомнадзор вносит указанные в решении адреса веб-страниц в ЕАИС "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Затем провайдер хостинга информирует о случившемся обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" (ч. 7 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; далее – Закон № 149-ФЗ). Как правило, именно в этот момент медорганизации неожиданно для себя и узнают о том, что информация на их сайте была признана судом запрещенной. Напомним, что в течение суток после сообщения от провайдера администратор сайта обязан удалить "грязную" интернет-страницу, в противном случае провайдер просто ограничивает доступ к сайту (ч. 8 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).
При этом попытка оспорить решение суда может оказаться неудачной: долгое время суды отказывались принимать жалобы администраторов доменного имени/владельцев сайтов на подобные решения, потому что эти лица не участвовали в рассмотрении дела, и обжалуемым решением якобы не разрешались вопросы об их правах и обязанностях. Однако весной Верховный Суд Российской Федерации указал, что решения о признании информации на сайте запрещенной к распространению в РФ затрагивает права и законные интересы администратора соответствующего доменного имени и владельца сайта, а также возлагает на них определенные обязанности, и поэтому эти лица обладают правом обжалования решения суда (п. 42 Обзора судебной практики ВС РФ № 2 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 4 июля 2018 г.).