Минздрав России установит конкретные лицензионные требования по каждой услуге из перечня услуг, составляющих медицинскую деятельность
Fotofabrika / Depositphotos.com |
Суд подтвердил законность предписания ФАС России о необходимости установить конкретные лицензионные требования отдельно по каждой работе/услуге из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (далее – Перечень).
Напомним, что постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которую составляют работы/услуги по Перечню, при этом требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования должны быть установлены Минздравом России (постановление Девятого ААС от 28 августа 2018 г. № 09АП-35422/18).
Во исполнение данной нормы Минздрав России принял приказ от 11 марта 2013 г. № 121н (далее – Приказ № 121н), в котором, однако, никаких собственно лицензионных требований и нет. Приказом № 121н работы/услуги из вышеупомянутого Перечня просто "раскиданы" по видам медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, ВМП и т. д.) и по условиям ее оказания (амбулаторно, стационарно, на дому). Например, услуги по вирусологии – согласно Приказу № 121н – можно оказывать только в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в дневном стационаре или амбулаторно, и в рамках специализированной медпомощи в стационаре, в том числе в дневном. Ничего более конкретного ни по вирусологии, ни по остальным услугам в Приказе № 121н нет.
Никаких других актов по вопросам лицензирования Минздрав России не принял. ФАС России посчитала такое бездействие (неустановление требований к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования меддеятельности) нарушением Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдала Минздраву России предписание: установить лицензионные требования по каждой из 151 услуге/работе из Перечня.
Минздрав России пытался оспорить предписание в суде, но и первая, и апелляционная инстанции согласились с позицией антимонопольного ведомства.
В частности, суд принял во внимание следующее:
- Приказ № 121н фактически не содержит лицензионных требований, а вводит новый расширенный перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, который на практике используется лишь в целях оформления бланка лицензии (что подтвердил и сам Минздрав России),
- лицензионным требованием при осуществлении медицинской деятельности является, в том числе, соблюдение порядков оказания медицинской помощи. Однако Минздравом России, как установлено судом, принято всего лишь 64 порядка, что составляет только 42% от общего количества (151) видов работ (услуг), составляющих меддеятельность, из Перечня,
- антимонопольная служба запрашивала у регионов информацию о причинах отказов в предоставлении (переоформлении) медицинской лицензии. Из полученных данных следует, что органы лицензирования субъектов РФ принимают эти решения по своему усмотрению, при этом непредоставление ими лицензий (в отсутствие требований к их выдаче) является барьером входа на соответствующий товарный рынок для хозяйствующих субъектов;
- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ и установление единого порядка лицензирования является основным принципом осуществления лицензирования (ст. 4 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Из-за того, что на территории РФ нет единой системы требований к соискателям медлицензий и лицензиатам, число хозяйствующих субъектов на товарном рынке сокращается и является признаком ограничения конкуренции;
- из-за фактического неустановления Минздравом Hjлицензионных требований, хозяйствующие субъекты находятся в состоянии правовой неопределенности относительно необходимости лицензирования "сопутствующих" работ (услуг): лицензирующие органы по своему усмотрению требуют наличия "сопутствующих" лицензий. Например, – по мнению Минздрава России – "сопутствующая" лицензия на работы (услуги) "организация здравоохранения и общественное здоровье" должна быть получена всеми медорганизациями независимо от номенклатуры медицинской деятельности лицензиата. А "сопутствующая" лицензия по сестринскому делу – всеми медорганизациями, которые намерены оказывать такие медицинские услуги как оперативные вмешательства, перевязки, прием (осмотр, консультация) врачей-специалистов и прочие;
- при этом сами хозяйствующие субъекты не в состоянии определить необходимость получения лицензии на выполнение "сопутствующих" работ (услуг), что доказывается богатой практикой их привлечения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП.