Новости и аналитика Новости Минздрав России установит конкретные лицензионные требования по каждой услуге из перечня услуг, составляющих медицинскую деятельность

Минздрав России установит конкретные лицензионные требования по каждой услуге из перечня услуг, составляющих медицинскую деятельность

Минздрав России установит конкретные лицензионные требования по каждой услуге из перечня услуг, составляющих медицинскую деятельность
Fotofabrika / Depositphotos.com

Суд подтвердил законность предписания ФАС России о необходимости установить конкретные лицензионные требования отдельно по каждой работе/услуге из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (далее – Перечень).

Напомним, что постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которую составляют работы/услуги по Перечню, при этом требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования должны быть установлены Минздравом России (постановление Девятого ААС от 28 августа 2018 г. № 09АП-35422/18).

Во исполнение данной нормы Минздрав России принял приказ от 11 марта 2013 г. № 121н (далее – Приказ № 121н), в котором, однако, никаких собственно лицензионных требований и нет. Приказом № 121н работы/услуги из вышеупомянутого Перечня просто "раскиданы" по видам медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, ВМП и т. д.) и по условиям ее оказания (амбулаторно, стационарно, на дому). Например, услуги по вирусологии – согласно Приказу № 121н – можно оказывать только в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в дневном стационаре или амбулаторно, и в рамках специализированной медпомощи в стационаре, в том числе в дневном. Ничего более конкретного ни по вирусологии, ни по остальным услугам в Приказе № 121н нет.

Никаких других актов по вопросам лицензирования Минздрав России не принял. ФАС России посчитала такое бездействие (неустановление требований к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования меддеятельности) нарушением Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдала Минздраву России предписание: установить лицензионные требования по каждой из 151 услуге/работе из Перечня.

Минздрав России пытался оспорить предписание в суде, но и первая, и апелляционная инстанции согласились с позицией антимонопольного ведомства.

В частности, суд принял во внимание следующее:

  • Приказ № 121н фактически не содержит лицензионных требований, а вводит новый расширенный перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, который на практике используется лишь в целях оформления бланка лицензии (что подтвердил и сам Минздрав России),
  • лицензионным требованием при осуществлении медицинской деятельности является, в том числе, соблюдение порядков оказания медицинской помощи. Однако Минздравом России, как установлено судом, принято всего лишь 64 порядка, что составляет только 42% от общего количества (151) видов работ (услуг), составляющих меддеятельность, из Перечня,
  • антимонопольная служба запрашивала у регионов информацию о причинах отказов в предоставлении (переоформлении) медицинской лицензии. Из полученных данных следует, что органы лицензирования субъектов РФ принимают эти решения по своему усмотрению, при этом непредоставление ими лицензий (в отсутствие требований к их выдаче) является барьером входа на соответствующий товарный рынок для хозяйствующих субъектов;
  • обеспечение единства экономического пространства на территории РФ и установление единого порядка лицензирования является основным принципом осуществления лицензирования (ст. 4 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Из-за того, что на территории РФ нет единой системы требований к соискателям медлицензий и лицензиатам, число хозяйствующих субъектов на товарном рынке сокращается и является признаком ограничения конкуренции;
  • из-за фактического неустановления Минздравом Hjлицензионных требований, хозяйствующие субъекты находятся в состоянии правовой неопределенности относительно необходимости лицензирования "сопутствующих" работ (услуг): лицензирующие органы по своему усмотрению требуют наличия "сопутствующих" лицензий. Например, – по мнению Минздрава России – "сопутствующая" лицензия на работы (услуги) "организация здравоохранения и общественное здоровье" должна быть получена всеми медорганизациями независимо от номенклатуры медицинской деятельности лицензиата. А "сопутствующая" лицензия по сестринскому делу – всеми медорганизациями, которые намерены оказывать такие медицинские услуги как оперативные вмешательства, перевязки, прием (осмотр, консультация) врачей-специалистов и прочие;
  • при этом сами хозяйствующие субъекты не в состоянии определить необходимость получения лицензии на выполнение "сопутствующих" работ (услуг), что доказывается богатой практикой их привлечения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП.

Документы по теме: