Требование предоставить документы, не относящиеся непосредственно к предмету закупки, является нарушением Закона № 223-ФЗ
tonodiaz / Depositphotos.com |
Заказчик опубликовал извещение о закупке работ по установлению охранных зон площадных объектов электросетевого хозяйства. В закупочной документации установлено особое условие – наличие у сотрудников подрядчика допуска к государственной тайне (обзор судебной практики (утв. Президиумом АС Дальневосточного округа 29 июня 2018 г.)).
Участник, полагая незаконным установление указанного требования, обратился с жалобой в антимонопольный орган, который, однако, признал жалобу в данной части необоснованной в связи с тем, что выполнение закупаемых работ предполагает получение (изготовление) засекреченной информации. Также антимонопольный орган отметил, что обстоятельством, подтверждающим право истребования соответствующего допуска, служит не фактическое включение определенных работ в техническое задание, а то, что на территории, на которой будут выполняться работы, предположительно могут находиться объекты, сведения о которых отнесены к государственной тайне.
Не согласившись с выводами антимонопольного органа, участник обжаловал решение в арбитражный суд.
Суд первой инстанции встал на сторону истца, отметив, что заказчик не представил доказательства, свидетельствующие о том, что работы по предмету закупки связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Таким образом, указанное требование приводит к необоснованному ограничению допуска к участию в закупке участников, которые не имеют (могут не иметь) сотрудников с оформленным допуском к государственной тайне.
Апелляционный суд, в свою очередь, отменил решение суда первой инстанции. Суд исходил из того, что заказчиком подтверждена обязанность участника в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I "О государственной тайне" иметь допуск к секретным сведениям.
Однако суд кассационной инстанции не согласился с выводами суда второй инстанции.
Так, суд округа принял к сведению тот факт, что заказчик, исходя из содержания документации о закупке, желал получить результат работ в системах координат, принятых для ведения государственного кадастра недвижимости. Поскольку единой государственной системой координат, используемой для геодезических и картографических работ, является геодезическая система координат 2011 года (ГСК-2011), суд согласился с выводами суда первой инстанции о том, что предположения не могут являться основанием для предъявления специальных требований к потенциальным участникам закупки.
В связи с этим признано верным заключение о том, что отклонение участника запроса предложений от участия в закупке по незаконному основанию ограничивает конкуренцию и, как следствие, является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".