Новости и аналитика Новости ВС РФ: цену по скидочной карте можно указывать на ценнике более крупным шрифтом, чем собственно цену товара

ВС РФ: цену по скидочной карте можно указывать на ценнике более крупным шрифтом, чем собственно цену товара

ВС РФ: цену по скидочной карте можно указывать на ценнике более крупным шрифтом, чем собственно цену товара
minervastock / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации не усмотрел никакого нарушения в том, что цена с учетом скидки по карте постоянного покупателя указана на ценнике более крупным шрифтом, чем первоначальная цена (для покупателей без карт лояльности) (определение ВС РФ от 4 июня 2018 г. № 307-АД18-6085).

Ранее Роспотребнадзор счел это нарушением ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I
"О защите прав потребителей" и Правил продажи отдельных видов товаров в части порядка оформления ценников на реализуемые товары. Ритейлер был оштрафован по ст. 14.15 КоАП ("Нарушение правил продажи отдельных видов товаров") на 15 тыс. руб. и получил предписание об исправлении всех неправильных ценников. Однако торговая сеть не согласилась ни с наказанием, ни с предписанием и обжаловала их в суд.

Арбитражные суды всех инстанций пришли к следующим выводам:

  • цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, кроме случаев, когда законом допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей. Ценники на реализуемые товары должны быть единообразными и четко оформленными;
  • из материалов дела следует и судом установлено, что ритейлер предоставляет скидки для отдельной категории потребителей – владельцев дисконтных карт, и при этом такие карты доступны каждому покупателю. То есть в магазине используется система дисконтных карт, которая предоставляет равный доступ к ее приобретению любому обратившемуся. При этом на все товары установлена единая цена, а предъявителю дисконтной карты предоставляется скидка;
  • положения п. 2 ст. 426 Гражданского кодекса запрещают дискриминацию потребителей, но не препятствуют устанавливать скидки для определенных категорий покупателей;
  • нормы законодательства, нарушение которых вменяется ритейлеру, предусматривают обязательный минимум информации о товаре, но не запрещают доводить до потребителя сведения сверх этого минимума, в том числе о размере скидки либо конечной цене за вычетом скидки;
  • если бы на ценнике не было цены со скидкой, то это как раз очевидно ввело бы в заблуждение потребителя, которому такие скидки предоставляются, и ущемило его права;
  • поэтому информация ценника о цене c учетом скидки не нарушает положения законодательства, а вот штраф и предписание – незаконны.

Вопрос о размере шрифта суды полностью проигнорировали – посчитав, очевидно, что он не имеет никакого юридического значения.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу Роспотребнадзора, не увидел оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке – по доводам жалобы. А значит, подобная манипуляция с ценниками успешно прошла первую судебную проверку на законность.

Документы по теме:

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"