IT
Новости и аналитика Новости Эксперты рассказали, что необходимо для создания национальной системы управления данными

Эксперты рассказали, что необходимо для создания национальной системы управления данными

Эксперты рассказали, что необходимо для создания национальной системы управления данными
Mazirama / Depositphotos.com

Необходимость создания национальной системы управления данными на базе Росстата, которая позволит избавиться от дублирования сведений в существующих на данный момент реестрах и базах данных органов власти и предоставит возможность доступа к первичной информации, анонсировал на прошедшем в феврале российском инвестиционном форуме "Сочи-2018" глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. Как пояснил позднее заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов, основными задачами создания единого информационного пространства данных являются:

  • обеспечение сбора и обработки данных в автоматизированном режиме с использованием четких алгоритмов, что позволит исключить влияние субъективного фактора при их анализе;
  • предоставление пользователям: органам власти, бизнесу и гражданам – достоверной и непротиворечивой информации;
  • сокращение отчетности, предоставляемой бизнес-сообществом в органы власти, за счет получения сведений контролирующими органами в рамках межведомственного взаимодействия.

К первоочередным вопросам, которые предстоит решить в связи с созданием национальной системы управления данными (далее – Система), помимо установления правил ее формирования и ведения, в том числе обновления данных, доступа к сведениям и возможности их использования, стоит отнести необходимость "чистки" существующих федеральных баз данных, а также определения так называемых эталонных сведений и порядка их внесения в Систему, отметил в ходе состоявшейся вчера в Аналитическом центре при Правительстве РФ конференции "Цифровая экономика РФ: прорыв в будущее" директор правительственного Департамента информационных технологий и связи Владислав Федулов. Поскольку весь процесс сбора информации предполагается перевести в цифровой формат, активное участие в создании Системы, по мнению эксперта, должна принимать Минкомсвязь России [напомним, Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 Министерство связи и массовых коммуникаций РФ переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. – ГАРАНТ.РУ].

По словам Саввы Шипова, Минэкономразития России уже подготовило план создания Системы, предусматривающий, в частности, механизмы создания чистых данных, установления источников первичных данных конкретной категории, создания системы справочников и классификаторов и др. При этом отдельное направление работы будет связано с определением возможности использования технологий так называемых больших данных (big data). В то же время планируется решать и более "приземленные" задачи, например обеспечить внесение в реестры результатов оказания абсолютно всех госуслуг, признавая их записями, имеющими юридическое значение, чтобы органы власти использовали именно эти данные. Особого обсуждения требует и вопрос, должны ли признаваться юридически значимыми обязательные к обнародованию открытые данные госорганов (постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583), которые также будут включаться в Систему.

Какие документы при регистрации юрлица могут быть направлены с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, узнайте из материала "Способы подачи документов на государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Кроме того, к концу года министерство намерено представить законодательные предложения по урегулированию процессов обмена данными между органами власти и бизнес-структурами. Предполагается, в частности, подумать, как предоставить передовым российским компаниям доступ к большому объему информации, необходимому для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке, без ущемления интересов остальных отечественных бизнесменов и нарушения антимонопольного законодательства, соблюдая при этом требования о защите персональных данных и коммерческой тайны. Кстати, в условиях работы с большими данными, как подчеркнули эксперты, законодательство о персональных данных фактически не должно применяться, поскольку обрабатывается совершенно другая информация. В большинстве случаев компаниям необходим лишь профиль человека: пол, возраст, наличие или отсутствие семьи, информация о нем как потребителе сотовой связи или интернет-услуг.

Среди преимуществ обработки данных с использованием big data специалисты называют возможность получения всех доступных сведений о конкретном объекте. "Работа с большими данными предполагает создание правильных реестров, которые позволяют увидеть атрибуты того или иного объекта в разных системах. То есть они строятся исходя из четкого понимания того, что такое объект управления, например – МКД, элемент улично-дорожной сети, государственное или муниципальное предприятие, учреждение и др., со всей совокупностью информации, которая характеризует его состояние в разных процессах бюджетного планирования, контрольно-надзорной деятельности, предоставления услуг и т. д.", – пояснил советник руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы Артём Костырко.

Нельзя не отметить, что, пока Минэкономразвития России разрабатывает концепцию создания Системы, Минфин России подготовил и три дня назад вынес на общественное обсуждение законопроект1 о систематизации и гармонизации информации в целях исключения дублирования сведений в различных информационных ресурсах, устранения противоречий в данных об одном и том же объекте в разных ресурсах и обеспечения своевременной актуализации информации в них, предполагающего создание Всероссийского реестра информационных ресурсов. То есть, по сути, цели предполагаемой систематизации данных идентичны целям создания Системы. Поэтому директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России Елена Чернякова предложила вести дальнейшую работу в этом направлении на основе подготовленного законопроекта, поскольку в таком случае обсуждение, терминологии в том числе (в проекте, в частности, дается определение таким понятиям, как эталонные данные, базовые ресурсы, доверенный источник и др.), будет более конкретным.

Тем не менее прогнозировать, какой из двух путей: систематизация существующих реестров или создание единого "хранилища" данных – позволит решить поставленные задачи более эффективно, эксперты пока не берутся. В любом случае окончательное решение предстоит принять Правительству РФ.

______________________________

1 С текстом законопроекта "О систематизации и кодировании информации в Российской Федерации" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/05-18/00080844).

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме: