Эксперты рассказали, что необходимо для создания национальной системы управления данными
Mazirama / Depositphotos.com |
Необходимость создания национальной системы управления данными на базе Росстата, которая позволит избавиться от дублирования сведений в существующих на данный момент реестрах и базах данных органов власти и предоставит возможность доступа к первичной информации, анонсировал на прошедшем в феврале российском инвестиционном форуме "Сочи-2018" глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. Как пояснил позднее заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов, основными задачами создания единого информационного пространства данных являются:
- обеспечение сбора и обработки данных в автоматизированном режиме с использованием четких алгоритмов, что позволит исключить влияние субъективного фактора при их анализе;
- предоставление пользователям: органам власти, бизнесу и гражданам – достоверной и непротиворечивой информации;
- сокращение отчетности, предоставляемой бизнес-сообществом в органы власти, за счет получения сведений контролирующими органами в рамках межведомственного взаимодействия.
К первоочередным вопросам, которые предстоит решить в связи с созданием национальной системы управления данными (далее – Система), помимо установления правил ее формирования и ведения, в том числе обновления данных, доступа к сведениям и возможности их использования, стоит отнести необходимость "чистки" существующих федеральных баз данных, а также определения так называемых эталонных сведений и порядка их внесения в Систему, отметил в ходе состоявшейся вчера в Аналитическом центре при Правительстве РФ конференции "Цифровая экономика РФ: прорыв в будущее" директор правительственного Департамента информационных технологий и связи Владислав Федулов. Поскольку весь процесс сбора информации предполагается перевести в цифровой формат, активное участие в создании Системы, по мнению эксперта, должна принимать Минкомсвязь России [напомним, Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 Министерство связи и массовых коммуникаций РФ переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. – ГАРАНТ.РУ].
По словам Саввы Шипова, Минэкономразития России уже подготовило план создания Системы, предусматривающий, в частности, механизмы создания чистых данных, установления источников первичных данных конкретной категории, создания системы справочников и классификаторов и др. При этом отдельное направление работы будет связано с определением возможности использования технологий так называемых больших данных (big data). В то же время планируется решать и более "приземленные" задачи, например обеспечить внесение в реестры результатов оказания абсолютно всех госуслуг, признавая их записями, имеющими юридическое значение, чтобы органы власти использовали именно эти данные. Особого обсуждения требует и вопрос, должны ли признаваться юридически значимыми обязательные к обнародованию открытые данные госорганов (постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 583), которые также будут включаться в Систему.
Какие документы при регистрации юрлица могут быть направлены с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, узнайте из материала "Способы подачи документов на государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступКроме того, к концу года министерство намерено представить законодательные предложения по урегулированию процессов обмена данными между органами власти и бизнес-структурами. Предполагается, в частности, подумать, как предоставить передовым российским компаниям доступ к большому объему информации, необходимому для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке, без ущемления интересов остальных отечественных бизнесменов и нарушения антимонопольного законодательства, соблюдая при этом требования о защите персональных данных и коммерческой тайны. Кстати, в условиях работы с большими данными, как подчеркнули эксперты, законодательство о персональных данных фактически не должно применяться, поскольку обрабатывается совершенно другая информация. В большинстве случаев компаниям необходим лишь профиль человека: пол, возраст, наличие или отсутствие семьи, информация о нем как потребителе сотовой связи или интернет-услуг.
Среди преимуществ обработки данных с использованием big data специалисты называют возможность получения всех доступных сведений о конкретном объекте. "Работа с большими данными предполагает создание правильных реестров, которые позволяют увидеть атрибуты того или иного объекта в разных системах. То есть они строятся исходя из четкого понимания того, что такое объект управления, например – МКД, элемент улично-дорожной сети, государственное или муниципальное предприятие, учреждение и др., со всей совокупностью информации, которая характеризует его состояние в разных процессах бюджетного планирования, контрольно-надзорной деятельности, предоставления услуг и т. д.", – пояснил советник руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы Артём Костырко.
Нельзя не отметить, что, пока Минэкономразвития России разрабатывает концепцию создания Системы, Минфин России подготовил и три дня назад вынес на общественное обсуждение законопроект1 о систематизации и гармонизации информации в целях исключения дублирования сведений в различных информационных ресурсах, устранения противоречий в данных об одном и том же объекте в разных ресурсах и обеспечения своевременной актуализации информации в них, предполагающего создание Всероссийского реестра информационных ресурсов. То есть, по сути, цели предполагаемой систематизации данных идентичны целям создания Системы. Поэтому директор Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России Елена Чернякова предложила вести дальнейшую работу в этом направлении на основе подготовленного законопроекта, поскольку в таком случае обсуждение, терминологии в том числе (в проекте, в частности, дается определение таким понятиям, как эталонные данные, базовые ресурсы, доверенный источник и др.), будет более конкретным.
Тем не менее прогнозировать, какой из двух путей: систематизация существующих реестров или создание единого "хранилища" данных – позволит решить поставленные задачи более эффективно, эксперты пока не берутся. В любом случае окончательное решение предстоит принять Правительству РФ.
______________________________
1 С текстом законопроекта "О систематизации и кодировании информации в Российской Федерации" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/05-18/00080844).