Порядок внесения нежилых зданий в перечень объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, могут уточнить
PixAchi / Depositphotos.com |
Соответствующая инициатива № 50Ф415011 появилась на сайте Российских общественных инициатив (РОИ). Если она наберет 100 тыс. голосов в поддержку, то будет направлена в экспертную группу федерального уровня для принятия решения о мерах по ее реализации.
Напомним, с 1 января 2015 года налоговая база по налогу на имущество физлиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – такой порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Регионы должны в срок до 1 января 2020 года установить единую дату начала применения на своей территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (ст. 402 НК РФ).
До утверждения результатов определения кадастровой стоимости и установления единой даты применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости налоговая база по налогу на имущество физлиц рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости (п. 2 ст. 402 НК РФ). Исключение предусмотрено для объектов, включенных в региональный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется только как кадастровая стоимость.
Более подробно о порядке определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества физлиц читайте в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Как отмечает автор инициативы, с введением нового порядка определения налоговой базы по налогу на имущество на практике многие физлица (владельцы гаражей, машиномест, апартаментов) обнаружили налоговые требования с "астрономическими" суммами налога на свое недвижимое имущество. Причиной этому служит включение объектов недвижимости в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В частности, нежилые здания, в котором находится помещение, стали относить к административно-деловым и торговым центрам. В связи с этим, несмотря на то, что помещения, принадлежащие физическим лицам, не используются ими для размещения офисов, торговых объектов, на них устанавливается налог, как на офисы и торговые объекты.
В качестве примера указана ситуация, когда в результате долевого строительства было построено здание надземной автостоянки закрытого типа. Гаражные боксы, находящиеся в этом здании, были оформлены в индивидуальную собственность как нежилые помещения и использовались гражданами по прямому назначению – для хранения автотранспорта.
Но затем в здание встроили помещение магазина. В результате помещения магазина и автостоянки объединили в новое здание – надземную автостоянку закрытого типа со встроено-пристроенными объектами соцкультбыта и розничной торговли, которое в дальнейшем признали торговым центром (т.к. площадь магазина заняла более 20% общей площади здания). В итоге владельцы гаражей получили налоговое уведомление с суммой налога в пять раз больше, чем ранее (как если бы они владели магазином, а не гаражным боксом).
Кроме того, в инициативе указывается на проблему существенного превышения кадастровой стоимости имущества над его рыночной стоимостью. Отмечается, что кадастровая стоимость идентичных помещений, находящихся рядом и имеющих общую границу, может отличаться в 10 раз.
По мнению разработчика инициативы, в перечень объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, должны включаться только помещения, находящиеся в нежилом здании, согласно их наименованию, назначению и фактическому использованию – для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В связи с этим предлагается исключить из ст. 378.2 НК РФ:
- подп. 1 п. 1 (этот подпункт касается отнесения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них к объектам налогообложения налогом на имущество организаций);
- п. 3-4.1 (нормы, регулирующие особенности отнесения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них к объектам налогообложения);
- фразу "зданий (строений, сооружений) и" из п. 9.
Предполагается, что такие меры позволят сделать налог на имущество физических лиц справедливым и посильным для граждан, а также устранят излишнюю нагрузку на суды.
______________________________
1 С текстом инициативы № 50Ф41501 "Запретить включать нежилые здания в "перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" можно ознакомиться на официальном сайте Российских общественных инициатив.