Новости и аналитика Новости ОП РФ: Минфин предлагает фактически приравнять самозанятых граждан к ИП

ОП РФ: Минфин предлагает фактически приравнять самозанятых граждан к ИП

ОП РФ: Минфин предлагает фактически приравнять самозанятых граждан к ИП
Y-Boychenko / Depositphotos.com

Согласно данному Президентом РФ кабинету министров поручению к 15 июля текущего года работа по нормативному закреплению правового статуса самозанятых граждан, которая ведется уже третий год, должна быть завершена (подп. "б" п. 2 перечня поручений от 16 марта 2018 г. № Пр-436).

Статистика показывает, что принятое решение об освобождении репетиторов, сиделок, нянь и граждан, оказывающих услуги по ведению домашнего хозяйства и уборке, от уплаты НДФЛ в 2017 и 2018 годах (п. 70 ст. 217 Налогового кодекса) не сильно повлияло на выведение самозанятых лиц из тени. По состоянию на 1 марта текущего года всего 939 человек – с учетом тех, кто оказывает иные виды услуг, подпадающих под налоговые каникулы по решению региональных властей, – направили в налоговые органы уведомления об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд. При этом, как отмечается в справке экспертно-аналитического центра при Общественной палате РФ, количество самозанятых в России, по различным экспертным оценкам, составляет от 13 млн до 22 млн человек. Минэкономразвития России считает эти цифры сильно завышенными – по его оценке, таких граждан чуть более 2,3 млн.

5 апреля в Госдуму были внесены два разработанных Минфином России законопроекта1:

Облагаются ли страховыми взносами выплаты по гражданско-правовым договорам с самозанятыми лицами, узнайте из материала "Учет выплат физлицам по договорам гражданско-правового характера за работы" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ
  • о корректировке норм НК РФ о регистрации в налоговых органах лиц, которые не являются ИП и оказывают без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и иных подобных нужд, и продлении налоговых каникул на 2019 год тем категориям самозанятых граждан, о которых говорилось выше;
  • о дополнении Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" новой статьей, закрепляющей право физических лиц осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП (в соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса) только при соблюдении всех условий, прописанных в п. 70 ст. 217 НК РФ.

Как отметила при рассмотрении проектов в так называемом нулевом чтении, организованном ОП РФ 5 апреля, заместитель секретаря палаты Лидия Михеева, сейчас нормы НК РФ четко разграничивают уведомительный порядок регистрации физических лиц и заявительный – ИП. Предлагаемые же Минфином России корректировки, унифицирующие порядок подачи заявления и уведомления, а также предполагающие обязательное направление лицу, регистрирующемуся в уведомительном порядке, уведомления о постановке на учет в налоговом органе, стоит рассматривать не иначе как приравнивание порядка регистрации ИП и самозанятых. Значит, сведения о последних будут включаться в реестр ЕГРЮЛ/ЕГРИП, и они будут обязаны, в частности, уведомлять регистратора об изменении сведений, содержащихся в реестре. Кроме того, постановка на учет в налоговой предполагает предоставление отчетности, отметила эксперт. По ее словам, это полностью перечеркивает основную цель закрепления в ГК РФ возможности осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности без регистрации в качестве ИП – освобождение граждан от обременительных обязанностей, налагаемых статусом ИП.

Кроме того, по мнению экспертов ОП РФ, рассматриваемые законопроекты не отвечают ни на один из трех наиболее важных для определения правового статуса самозанятых граждан вопросов. А именно:

  1. Относятся ли к самозанятым граждане, официально трудоустроенные, но оказывающие во внерабочее время какие-либо услуги физическим лицам? По мнению заместителя председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Ильи Сёмина, работающим гражданам обязательно нужно предоставить право на оказание услуг, так как, например, большинство репетиторов – это сотрудники школ и вузов.
  2. Какие виды деятельности вправе осуществлять самозанятые? Причем предлагается подумать не только о составе перечня видов, но и о таком критерии, как периодичность занятости. Лицо, оказывающее на постоянной основе услуги одному и тому же человеку, не может считаться самозанятым – в данном случае должен заключаться трудовой договор с вытекающей из этого необходимостью уплаты налогов и перечисления страховых взносов, уверены эксперты. Такого же мнения, напомним, придерживается председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
  3. Когда и сколько должны платить за возможность осуществления своей деятельности самозанятые? ОП РФ разделяет мнение Совета Федерации о том, что самозанятые не должны платить ничего, кроме стоимости патента, который покупается до начала осуществления деятельности и каждый год продлевается после внесения соответствующей суммы. А вот Минэкономразвития России считает необходимым введение для самозанятых транзакционного налога: например, 6% с каждого платежа за оказанную услугу. Как отметил директор министерского Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Максим Паршин, этот вариант учитывает интересы тех самозанятых граждан, доход которых зависит от сезона или в принципе нестабилен.

Стоит отметить, что не все эксперты считают, что перечень видов услуг, оказываемых самозанятыми, должен расширяться, поскольку в перспективе это может привести к сокращению числа ИП и лиц, работающих по трудовым договорам. Кроме того, как подчеркнула заместитель руководителя правового департамента Федерации независимых профсоюзов России Галина Андреева, непонятно, как будет контролироваться безопасность оказываемых услуг для граждан, ведь на указанную сферу не распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей".

В то же время участники обсуждения отметили необходимость стимулирования спроса граждан на услуги лиц, официально признанных самозанятыми. Минэкономразвития России, например, считает возможным предоставление пользователям таких услуг налоговых вычетов, а Комиссия ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка предлагает указывать информацию о легальном статусе самозанятых в сервисах-агрегаторах услуг, оказываемых физическими лицами.

Учитывая количество не решенных законопроектами вопросов, вряд ли можно говорить о возможности закрепления полноценного правового статуса самозанятых граждан в ближайшее время.

______________________________

1 С текстами законопроекта № 434180-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и законопроекта № 434182-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме: