Штрафы за нарушение земельного законодательства предлагается зачислять в местный бюджет по месту нахождения земельного участка
В Госдуму внесен соответствующий законопроект1, подготовленный Законодательным Собранием Нижегородской области.
Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства предлагается в полном объеме зачислять в местный бюджет по месту нахождения земельного участка. Соответствующее дополнение планируется внести в п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса.
Напомним. в настоящее время суммы таких штрафов поступают в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и бюджеты городов федерального значения по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа (подп. 7 п. 1 ст. 46 БК РФ). По оценкам кабмина, в 2016 году общий объем поступлений сумм штрафов за нарушение земельного законодательства составил 1131,5 млн руб.
Какие нарушения земельного законодательства могут повлечь изъятие земельного участка у землевладельцев, землепользователей и арендаторов? Узнайте из материала "Принудительное изъятие земельных участков" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Авторы инициативы отмечают, что органы и должностные лица, которые вправе налагать штрафы за нарушения земельного законодательства, как правило, находятся в административных центрах субъектов РФ. Например, Управления Россельхознадзора в регионах не имеют структурных подразделений, и штрафы зачисляются в бюджеты городов, которым не был причинен ущерб. В свою очередь, органы местного самоуправления муниципальных образований, которым ущерб был причинен, должны принимать меры по минимизации негативного влияния, возникшего в результате правонарушений, но лишены поступлений от наложенных на их территории штрафов.
В случае одобрения законодательной инициативы предлагаемые поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. Ожидается, что их принятие позволит оптимизировать распределение денежных потоков от административных штрафов за нарушение земельного законодательства между бюджетами муниципальных образований и обеспечить местные бюджеты источником финансирования для реализации мероприятий по совершенствованию работы в области земельного контроля.
Отметим, Правительство РФ законопроект не поддерживает (на документ дано отрицательное заключение). В частности, кабмин считает несправедливой возможность зачисления сумм штрафов, налагаемых уполномоченными федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ за правонарушения, выявленные без помощи должностных лиц органов местного самоуправления, не в бюджеты муниципальных образований, где расположены соответствующие органы власти, а в бюджеты муниципальных образований по месту совершения правонарушения. Кроме того, предлагаемое законопроектом изменение предполагает возникновение выпадающих доходов бюджетов городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения, но при этом отсутствуют расчеты финансовых последствий реализации изменения.
Также Правительство РФ подчеркивает, что с учетом ст. 65 БК РФ исполнение расходных обязательств публично-правовым образованием не должно зависеть от поступления в доходы бюджетов бюджетной системы РФ сумм административных штрафов. Последние по своей природе не являются стабильным источником доходов, достаточным для финансового обеспечения соответствующих мероприятий.
______________________________
1 С текстом законопроекта № 427398-7 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на сайте Госдумы.