При общении с крупнейшими налогоплательщиками налоговики намерены более активно использовать налоговый мониторинг
Moobin / Shutterstock.com |
Как сообщается на официальном сайте ФНС Росси, об этом заявил заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров в ходе проведения "круглого стола" с крупнейшими налогоплательщиками – участниками налогового мониторинга.
"Система классического налогового контроля при общении с крупнейшими налогоплательщиками не оправдывает себя, ее нужно менять. Налоговый мониторинг – именно та модель, которую мы предлагаем", – заявил Егоров.
Напомним, налоговый мониторинг применяется с 1 января 2015 года (в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков – с 1 января 2016 года) и представляет собой новую форму взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, предусматривающую высокую степень открытости между ними (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
В рамках налогового мониторинга налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, раскрывая информацию о порядке их ведения и о действующей системе внутреннего контроля за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. В свою очередь, налоговый орган проверяет правильность и своевременность отражения хозяйственных операций налогоплательщиком для целей налогообложения в режиме реального времени, предупреждая налогоплательщика о выявленных нарушениях и сообщая ему свою позицию по спорным вопросам через мотивированное мнение.
Каким условиям должна удовлетворять организация, чтобы реализовать свое право на применение налогового мониторинга? Узнайте из "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
По данным ФНС России, с 2016 года на налоговый мониторинг добровольно перешли 26 организаций, 14 из которых предоставляют налоговым органам удаленный доступ к своим системам бухгалтерской и налоговой информации, а 12 – передают информацию по телекоммуникационным системам (далее – ТКС), публикуя налоговую отчетность и расшифровку показателей декларации в специальном облачном хранилище.
Заместитель руководителя службы отмечает, что расшифровка до каждой операции и просмотр сканов первичного документа в так называемой "витрине" позволяют кардинально трансформировать процесс налогового контроля и отказаться от истребования документов. В ближайших планах ФНС России – работа по стандартизации способов информационного взаимодействия между плательщиком и налоговыми органами.
Также в ходе мероприятия проанализированы основные темы запросов, направляемых крупнейшими налогоплательщиками для получения мотивированного мнения налоговой службы. В их числе:
- запросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна;
- вопросы, ответы на которые зависят от наличия тех или иных документов у плательщика;
- общие вопросы методологического характера, не связанные с конкретными сделками;
- вопросы по конкретным операциям, последовательное совершение которых, обладает признаками получения необоснованной налоговой выгоды или необходимости применения положений ст. 54.1 НК РФ.
Организации уже направили в ФНС России 19 запросов на мотивированные мнения. По урегулированным позициям совокупная налоговая база составила 663 млрд руб. (в среднем по каждому мотивированному мнению налоговая база превышает 35 млрд руб., а сумма налога составляет около 7 млрд руб.).
Как следует из результатов онлайн-опроса потенциальных участников системы налогового мониторинга, большинство из них считают, что мониторинг поможет им снизить налоговые риски через урегулирование спорных вопросов. Также многие компании отмечают, что переход на налоговый мониторинг позволит повысить престиж организации и подтвердить репутацию добросовестного налогоплательщика.