Открытое правительство предлагает поэтапно перейти от полиэтиленовых пакетов к бумажным
ImYanis / Shutterstock.com |
Эксперты указывают на необходимость принятия комплекса мер, которые позволили бы перейти от использования полиэтиленовых пакетов к многоразовой, а также биоразлагаемой упаковке, например, бумажной. С тем, что такие меры, в том числе императивные, должно принимать государство, согласились участники круглого стола, прошедшего в конце прошлой недели.
"Задача государственной важности – ограничить использование полиэтиленовых пакетов в Российской Федерации", – обратил внимание руководитель рабочей группы "Экология и природопользование" Правительства РФ Рашид Исмаилов. Дело в том, что проблема использования и утилизации полиэтилена глобальна, это подчеркнули авторы доклада по вопросу сокращения использования полиэтиленовых пакетов в России, в том числе члены Экспертного совета при Правительстве РФ (документ есть в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).
Согласно информации, представленной в докладе, сегодня в России продается и раздается около 65 млрд полиэтиленовых пакетов в год. По сути они являются "бессмертным" мусором, поскольку могут разлагаться и 400 лет. Полиэтилен опасен и при сжигании, так как выделяет токсичные вещества. А его переработка практически не применяется, так как для развития этого вида деятельности нужны комплексные инвестиции в оборудование по сбору, сортировке, мойке и переработке отходов. "Уже сегодня доля полиэтиленовых пакетов во всем объеме мусора на планете составляет 9%. Осознавая последствия, многие страны уже ввели запрет или ограничения на оборот полиэтиленовых пакетов", – указали авторы. Например, во Франции, Бельгии и Испании и ряде других стран введен полный запрет на пластиковые пакеты. А, в частности, в Великобритании, Германии и Швеции применяется либо налог на пакеты, либо запрет на бесплатную раздачу. В России подобные меры не приняты и, по оценке специалистов, если проблему не решат в ближайшее время, а накопление будет происходить теми же темпами, что и сегодня, то через 100 лет объем полиэтиленовых пакетов как отходов достигнет 32,5 млн тонн, что составляет 50% от всего ежегодного объема твердых коммунальных отходов.
Государство, как считают эксперты, должно поставить конкретные цели – сократить общее количество реализуемых в России одноразовых полиэтиленовых пакетов до уровня 90 пакетов в год на человека – до конца 2019 года и до 40 пакетов в год – к 2025 году. Предполагается, что для поэтапного перехода к биоразлагаемой упаковке нужно принять отдельное постановление правительства, которым, в частности, до конца 2018 года запретить бесплатную раздачу одноразовых пакетов. При этом, как уточняется в докладе, розничная цена полиэтиленовой упаковки должна быть не ниже цены аналога из бумаги или иного биоразлагаемого материала. К слову, если сопоставлять текущие цены на пакеты различных видов, бумажная упаковка обойдется покупателям почти в два раза дороже полиэтиленовой. На это обратила внимание директор по устойчивому развитию IKEA Россия Наталья Бенеславская, добавив, что по опыту данной компании, большинство покупателей позитивно восприняли переход от полиэтиленовых пакетов к бумажным.
Кроме того, как предполагается, государство должно повлиять на объемы производства упаковки. Не исключено, что будет введен мораторий на создание дополнительных производственных мощностей по выпуску новых полиэтиленовых пакетов. Для этого нужно будет внести изменения в законодательство и добавить такую продукцию в перечень товаров, подлежащих государственному регулированию (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"). И это не единственная мера, которая затронет бизнес, также может быть введен акцизный сбор на полиэтиленовые пакеты, включая так называемые биодеградирующие, то есть распадающиеся на микропластик. Плательщиками сбора станут сети розничной торговли, а полученные средства предполагается направлять на реализацию целевых экологических программ, создание системы раздельного сбора мусора и системы мусороперерабатывающих заводов.
Отдельным постановлением правительства, согласно докладу, должны быть запрещены производство, импорт и продажа полиэтиленовых пакетов для мусора – с 2019 года. В то же время производителей биоразлагаемой упаковки, напротив, нужно поддержать, считают эксперты. В частности, формировать для них льготные условия налогообложения и амортизации затрат на приобретаемое производственное оборудование, а также создать дополнительные мощности по производству бумажной упаковки. Также не исключено, что в их пользу пересмотрят ставки экологического сбора (постановление Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 284 "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров").
Сегодня, по подсчетам специалистов, величина экологического сбора на бумажный мешок до 2,5 раз превышает величину сбора на полипропиленовый аналогичной вместимости, причем всего лишь из-за разницы в весе. Следовательно, делают вывод эксперты, экономическую выгоду от введения сбора получают производители упаковки из полиэтилена, а это противоречит целям стимулирования производства биоразлагаемой упаковки. То, что ставки экологического сбора, применяемые сегодня, устарели, подтвердила и заместитель начальника отдела государственного регулирования в области обращения с отходами, ликвидации прошлого экологического ущерба и охраны почв Минприроды России Арина Жежерова.
В то же время производителям более экологичных пакетов придется следовать стандартам и ограничениям. Так, важно учитывать происхождение сырья, из которого изготовляются бумажные пакеты. Очевидно, на эти цели не должны идти леса высокой природоохранной ценности. Авторы доклада дополняют – нужно ввести требования к биоразлагаемой упаковке, а также проводить сертифицированные исследования упаковки и биоматериалов на предмет соответствия требованиям биоразложения (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54530-2011 (ЕН 13432:2000)).
Отдельные меры регулирования могут быть введены на некоторых территориях. Если выводы доклада Открытого правительства примут к сведению, появятся пилотные проекты, предполагающие ограничение, а также полный запрет обращения полиэтиленовых пакетов в период на 2018-2020 годы в национальных парках, заповедниках, заказниках, рекреационных зонах и вблизи открытых водоемов. Это коснется зоны озера Байкал в пределах 20 км, территорий Сочи, Астрахани, а также Республики Крым. В дальнейшем предполагается расширение запретов на все прибрежные регионы страны. Возможно также, что местным властям регионов, где нет эффективной системы сбора и утилизации полиэтиленовых отходов, разрешат вводить ограничения либо запреты на обращение полиэтиленовой упаковки на уровне регионального законодательства.
Однако одной из основных мер, которая, как ожидается, положительно повлияет на экологическую ситуацию, эксперты считают внедрение культуры ответственного потребления. То есть когда граждане и компании осознанно отказываются от использования полиэтиленовых пакетов, понимая последствия их утилизации. Впрочем, тенденцию к этому специалисты наблюдают уже сейчас. Член правления, вице-президент по маркетингу компании Segezha Group Мария Василькова подчеркнула, что эксперты видят запрос потребителей на "зеленую" экономику.
Чтобы сформировать культуру ответственного потребления на государственном уровне, нужно дополнить систему образования, считают эксперты. Планируется разработать единый стандарт последовательных программ обучения экологической грамотности и ответственного потребления – практические занятия будут проводить как для школьников, так и для студентов разных форм обучения. Также у образовательных и культурных учреждений может появиться обязанность проводить экологические мероприятия – лекции и тематические выставки. Возможно также, что будут определены требования к обязательному экологическому контенту и его объему в СМИ. Речь идет о социальной рекламе, просветительских передачах, статьях и т. д. Для этих целей предлагается доработать ст. 74 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормы которой касаются экологического просвещения. На финансирование рекламы и просветительской деятельности также могут выделяться государственные субсидии.
Остается надеяться, что потребители и компании действительно ответственно отнесутся к вопросу использования полиэтилена и примут к сведению прогнозы экспертов. А власти при этом внедрят предлагаемые меры постепенно и разумно, без ущерба для интересов бизнеса и граждан. Не исключено, кстати, что это произойдет в скором времени – доклад Открытого правительства планируется направить в Администрацию Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, федеральные и региональные органы государственной власти, а также отраслевые союзы и бизнес-ассоциации.