Как автоматизировать работу юриста с помощью современных технологий?
alphaspirit / Shutterstock.com |
Дискуссия о цифровизации юридической профессии продолжается и, кажется, завершится нескоро. Эксперты уверены, что некоторые сервисы могут существенно упростить работу юриста, хотя бы частично. Сегодня, как представляется, значительная часть юридической работы – это повторяемые процедуры. И если их автоматизировать, работу можно выполнить быстрее и качественнее, так как будет отсутствовать человеческий фактор.
Так, например, многие юристы вручную добавляют реквизиты компаний в договоры, на основании информации из ЕГРЮЛ. Поскольку она находится в открытом доступе [сервис ФНС России можно найти по ссылке egrul.nalog.ru. – ГАРАНТ.РУ], данный процесс можно автоматизировать – подобные программные решения уже есть, но пока лишь в отдельных компаниях, а не в открытом доступе. Специалисты отмечают, что автоматизировать также можно проставление в договорах платежных реквизитов и добавление в судебные акты ссылок на конкретный пункт закона, чтобы и то, и другое происходило практически в один клик.
Получить доступ
Отдельные современные сервисы позволяют не просто дополнить шаблон договора данными, а создать документ с нуля. Как рассказали специалисты, принцип работы конструкторов договоров заключается в том, что практикующие юристы заранее вносят в них правила, как именно должен быть составлен тот или иной документ. То есть загруженных шаблонов в подобных программах нет, а чтобы создать документ, система задает пользователю вопросы и на основе его ответов формирует договор. Подчеркивается, что программы способны также автоматически отслеживать изменения в законодательстве, основываясь на данных информационно-правовых систем, но все изменения в систему, как правило, вносятся вручную. Это, предположительно, позволяет возлагать ответственность за ошибки по-прежнему на людей, а не на роботизированную систему.
Пока, к слову, нет предпосылок тому, что привычные договоры уйдут в прошлое, и их заменят так называемые смарт-контракты. Как пояснили эксперты, под смарт-контрактом понимается защищенный алгоритм, самостоятельно проверяющий исполнение заложенных в него условий. Несмотря на достоинства, такие, как автономность и независимость от посредников, неизменность условий, низкая стоимость, безотзывность, мгновенное исполнение, смарт-контракту присущ целый ряд недостатков, на это также указали юристы. В него, например, нельзя включить все многообразие отношений, которое могло бы быть заложено сторонами в обычный договор. Неизменность можно назвать не только достоинством, но и недостатком смарт-контракта – сегодня стороны нередко выстраивают долгосрочные отношения на основе договора, а в таких случаях может потребоваться внесение изменений в его содержание. Также остается нерешенным вопрос, насколько такой контракт юридически обязателен: содержит ли все обязательные условия для его заключения, однозначно ли сформулированы все его условия, обладают ли стороны право- и дееспособностью для вступления в правоотношения. Неизвестно также, возможно ли раскрыть в смарт-контракте особенности соблюдения конфиденциальной информации, коммерческой тайны, а также сохранности персональных данных. В то же время при помощи такого контракта, по мнению некоторых юристов, можно, например, подтверждать различные этапы доставки какого-либо товара, то есть использовать как инструмент промежуточного контроля. Предполагается, что его можно будет использовать шире, если к работе IT-специалистов подключатся юристы, которые смогут четко "разложить" договор на алгоритмы, помочь перенести привычный договор на IT-платформу без потери всех нюансов. Пока такая работа не проделана, констатируют эксперты. А значит, юристам предстоит продолжать работу с обычными договорами и по возможности ее упрощать.
Автоматизировать при помощи специальных сервисов можно также работу юристов, осуществляющих регистрацию компаний, считают представители профессионального сообщества. Сегодня, по их словам, есть возможность в онлайн-режиме подать документы на регистрацию юрлица, внести изменения в устав уже существующей компании, а также ликвидировать организацию. При наличии квалифицированной электронной подписи можно взаимодействовать с ФНС России удаленно и даже заплатить госпошлину, не посещая отделение банка. В то же время пока подобные системы могут помочь юристу в работе лишь частично – сегодня нет возможности в онлайн-режиме, например, оформить реорганизацию юрлица в форме присоединения, а также зарегистрировать смену генерального директора организации.
В настоящее время технологии способны также облегчить подготовку юриста к судебному разбирательству. Так, компания "Гарант" разработала новый автоматизированный сервис по подбору судебной практики – аналитическую систему "Сутяжник". Если скопировать текст искового заявления в сервис, робот подберет наиболее близкие решения судов общей юрисдикции или арбитражных судов. Причем чем подробнее будут изложены сведения о деле и нюансы правовой ситуации в загружаемом документе, тем проще системе станет найти судебные решения, в большей мере соответствующие специфике дела. Также "Сутяжник" может сформировать список правовых норм, которые чаще всего упоминаются в найденных судебных актах, что в конечном итоге позволит лучше подготовиться к процессу. Воспользоваться аналитической системой можно бесплатно до конца 2018 года.
Нетрудно заметить, что сегодня способов автоматизации работы юриста на рынке действительно немало. Они способны пусть не целиком заменить юриста, но как минимум, ускорить выполнение его регулярных задач. А из простых составляющих, как указывают эксперты, и складываются сложные кейсы. Однако, чтобы сервисы действительно стали частью профессиональной деятельности, важен вопрос доверия – чтобы юристы не сомневались в надежности технологий и работы других юристов.