Новости и аналитика Новости ВС РФ внес в Госдуму проект поправок в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ

ВС РФ внес в Госдуму проект поправок в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ

ВС РФ внес в Госдуму проект поправок в АПК, ГПК и КАС
sebra / Shutterstock.com

Законопроект1, предусматривает масштабную реформу процессуального законодательства. Суть преобразований, как следует из пояснительной записки к нему, заключается в дальнейшем сближении и модернизации положений Гражданского процессуального кодексаАрбитражного процессуального кодексаКодекса административного судопроизводства, регулирующих порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Выделим ключевые моменты предлагаемых изменений.

Из процессуальных кодексов планируется исключить термин "подведомственность". Законопроектом предусмотрено, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, ошибочно возбудившие производство по делу, не отнесенному к их компетенции, самостоятельно передадут дело в суд, к подсудности которого оно отнесено законом. Если же отсутствие компетенции на рассмотрение дела выявлено на стадии принятия заявления, заявление вернут заявителю в связи с неподсудностью.

Планируется признать утратившими силу ст. 32 ГПК РФ и ст. 37 АПК РФ, устанавливающие правила о договорной подсудности. При этом законопроектом предусмотрено, что условия договоров об изменении территориальной подсудности споров, заключенных в соответствии указанными нормами до дня вступления рассматриваемых поправок в силу, сохранят свое действие и после того, как названные нормы утратят силу.

В ГПК РФ и АПК РФ предлагается закрепить положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование (на законных представителей это требование распространяться не будет). Аналогичное требование к представителям уже содержится в настоящее время в КАС РФ.

Также законопроектом предусмотрена возможность участия в деле, рассматриваемом по правилам ГПК РФАПК РФКАС РФ, наряду с представителем поверенного. Объем полномочий последнего будет существенно меньше, чем у представителя, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к нему не предъявляется.

Планируется увеличить предельное значение денежных сумм, требования о взыскании которых рассматриваются в порядке упрощенного производства: в судах общей юрисдикции – до 500 тыс. руб.; в арбитражных судах – до 1 млн руб. для юрлиц и 500 тыс. руб. для ИП. Сейчас цена таких исковых требований составляет 100 тыс. и 500 (250) тыс. руб. соответственно.

Предлагается установить в качестве общего правило о несоставлении судом мотивированного решения по делу. Так, например, согласно законопроекту, судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, по общему правилу будут состоять из вводной и резолютивной частей. В полном объеме они будут изготавливаться по заявлению участвующих в деле лиц, их представителей, в случае подачи апелляционной жалобы, а также в случаях, установленных законом. Кроме того, мотивированное решение может быть составлено по инициативе самого суда.

Помимо этого составление мотивированного решения будет обязательным по определенным, наиболее значимым с точки зрения социальной и экономической направленности, категориям дел. Это, в частности, дела, связанные с защитой прав детей; возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений, о восстановлении на работе (службе) и ряд других.

Планируется уточнить, что в качестве нового обстоятельства, в связи с которым вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в соответствующем процессуальном порядке, выступает определение либо изменение практики применения правовой нормы, содержащееся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановлении Президиума ВС РФ, вынесенном по результатам рассмотрения конкретного дела в порядке надзора, или в обзоре судебной практики ВС РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ, если в соответствующем акте содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.

Законопроектом предусмотрена пороговая сумма, определяющая подсудность дел по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, которые рассматриваются мировыми судьями, -– до 100 тыс. руб.

В ГПК РФ планируется закрепить правило о необходимости принятия лицами, участвующими в деле, самостоятельных мер по получению информации о движении дела.

Положения ГПК РФ и КАС РФ, посвященные содержанию судебных актов судов разных инстанций, предлагается дополнить требованием об указании в них номера дела (административного дела), присвоенного судом первой инстанции.

В ГПК РФ планируется включить отдельную главу "Примирительные процедуры, мировое соглашение".

Законопроект предусматривает ряд иных изменений и дополнений в ГПК РФАПК РФКАС РФ. Корреспондирующие поправки планируется внести также в ряд федеральных законов.

Отметим, что ранее Правительство РФ высказало целый ряд замечаний к рассматриваемому законопроекту.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 383208-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме: