Новости и аналитика Новости Эксперты поддержали инициативу о повышении штрафов за управление автомобилем без полиса ОСАГО

Эксперты поддержали инициативу о повышении штрафов за управление автомобилем без полиса ОСАГО

Эксперты поддержали инициативу о повышении штрафов за управление автомобилем без полиса ОСАГО
BLACKWHITEPAILYN / Shutterstock.com

Речь идет о законопроекте, которым предлагается назначать водителям штраф в размере 5 тыс. руб. за управление автомобилем с нарушением условий полиса ОСАГО, а также за неисполнение обязанности по приобретению автостраховки. В ходе прошедшей вчера пресс-конференции эксперты одобрили как саму идею повышения штрафа, так и его предлагаемый размер.

Водители могут отказываться от приобретения страховки по разным причинам, например, из-за слишком высокой для них стоимости. Напомним, что, в частности, купить полис примерно за 6 тыс. руб можно c учетом коэффициента "бонус-малус", равного 0,5, который применяется при безаварийной езде. Тем не менее, подчеркивают эксперты, покупка полиса является обязанностью для водителей и в первую очередь защищает их интересы в случае ДТП.

Так, автор документа, депутат Госдумы Сергей Вострецов обратил внимание, что отсутствие полиса у одного водителя чревато рисками для другого, добропорядочного, если они станут участниками ДТП. "Ни один автомобилист, который купил полис ОСАГО, не хотел бы, чтобы в него въехал автомобиль без страховки. Потому что дальше начинается целая эпопея", – указал Вострецов. Он напомнил, что придется в том числе сделать за свой счет оценку ущерба, причиненного автомобилю, подать заявление в суд (а при отсутствии необходимых навыков – обратиться за помощью к адвокату). Также останется неясным вопрос, есть ли у второго участника ДТП имущество и как он будет компенсировать убытки. "При этом разбирательство растягивается на годы, но в большинстве своем заканчивается ничем", – сослался на практику депутат.

Кроме того, по мнению адвоката Алексея Колюбакина, наличие полиса ОСАГО позволяет защитить интересы обоих участников ДТП. "Как адвокату, мне важно, чтобы мой клиент либо смог, если он потерпевший, получить хотя бы часть ущерба за счет страховой компании, либо, если его привлекают к ответственности, платил не из своего кармана, а частично за счет действующего полиса ОСАГО и таким образом компенсировал расходы, которые он причинил потерпевшей стороне", – отметил эксперт.

Наличие полиса у обеих сторон ДТП также важно, поскольку является условием оформлении европротокола. Отметим, что оформление ДТП без участия сотрудников полиции становится все популярнее – по данным РСА, в прошлом году по европротоколу было зафиксировано более трети фактов ДТП.

Участники мероприятия сошлись на том, что заставить недобросовестных автовладельцев приобретать полисы ОСАГО способны лишь законодательные меры. Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов подчеркнул, что в первую очередь необходима законодательная база, которая бы позволила проще решить проблему. Он также добавил, что наказание для водителей должно быть неотвратимым. К тому же, как считают эксперты, положительные примеры, когда повышение штрафа привело к снижению числа нарушений, уже есть. Например, Сергей Вострецов поделился наблюдением, что сегодня места для инвалидов на парковках заняты именно автомобилями лиц с ограниченными возможностями здоровья. Он связал это с тем, что штраф за парковку на подобных местах для тех, кто к инвалидам не относится, составляет 5 тыс. руб. (ч. 2 ст. 12.19 КоАП).


Может ли страховщик отказать в заключении договора ОСАГО, если страхователь дополнительно не заключил договор страхования от несчастных случаев? Узнайте из материала "Отказ в заключении договора ОСАГО" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


По мнению экспертов, предлагаемая сумма штрафа за отсутствие полиса ОСАГО оптимальна, так как соотносится с минимально возможной стоимостью автостраховки. Таким образом, считают специалисты, у водителей не будет соблазна платить штраф, значительно уступающий по цене полису, вместо того, чтобы купить страховку.

Аналогичное мнение высказали и представители РСА, отвечая на запрос ГАРАНТ.РУ. "Мы поддерживаем такую инициативу, потому что те 800 руб., которые сегодня установлены законодательством, совершенно не являются карательной мерой [ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. – ГАРАНТ.РУ]. Тем, кто осознанно ездит без полиса, проще заплатить такой штраф, чем заключать договор за несколько тысяч рублей", – указали представители Союза. Они добавили, что штраф в размере 800 руб. был актуален, когда система ОСАГО только начинала действовать, а средняя премия составляла почти 2 тыс. руб., то есть действовала такая "привязка" к средней стоимости полиса.

В то же время не исключено, что некоторые водители хотя и готовы купить страховку, но сталкиваются с недоступностью полисов в своих регионах. Однако, по словам Сергея Вострецова, это не снимает с автовладельцев обязанности по приобретению полиса ОСАГО. Напомним, что в проблемных регионах сегодня действует система "единый агент РСА" и кроме того, договор ОСАГО можно заключить в электронной форме.

Эксперты также не исключают, что в будущем институт обязательного страхования будет преобразован. По мнению Алексея Колюбакина, чтобы защитить водителей, которые стали участниками ДТП, необходимо сделать обязательным юридическое страхование автовладельцев. За ежегодный взнос в размере менее 5 тыс. руб., как пояснил адвокат, водитель сможет в случае серьезной правовой коллизии получить профессиональную юридическую поддержку. Адвокат возьмет на себя переговоры со следственными органами, прокуратурой, а также будет представлять интересы участника ДТП в суде. Сергей Вострецов допустил, что такое страхование можно сделать дополнительной опцией в договоре ОСАГО, а также выразил готовность обдумать инициативу в целом.

Однако пока данная инициатива находится лишь на стадии обсуждения, в то время как штраф за отсутствие полиса могут повысить в самое ближайшее время. Сергей Вострецов заверил, что закон должны принять до конца весенней сессии. В настоящее время проект, согласно данным, представленным на официальном сайте Госдумы, готовится к первому чтению – его направили для рассмотрения в Комитет по государственному строительству и законодательству.

Документы по теме: