Представители бизнеса: "Вуз не может научить студента предпринимательству"
Сегодня бизнес-образование становится все более актуальным. Так, на необходимость развития в этой сфере указывает государство – реализация программ по технологическому и социальному предпринимательству обозначена в качестве результатов приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций".
Во многих российских вузах можно получить бизнес-образование – абитуриентам предлагаются специальные программы, спецкурсы или проекты. Например, в МГУ имени М.В. Ломоносова в качестве самостоятельного факультета действует Высшая школа бизнеса. В учебном плане программы "Бакалавр" в числе прочего обозначены такие дисциплины, как история российского предпринимательства, язык деловых коммуникаций, организационное поведение, основы функционирования современной денежно-кредитной системы и основы построения бизнес-моделей.
А в НИУ ВШЭ можно найти образовательные программы "Бизнес-информатика" и "Управление бизнесом". Обучать студентов основам предпринимательства, разумеется, стремятся не только столичные вузы. Так, в Томском государственном университете в институте экономики и менеджмента действует кафедра информационных технологий и бизнес-аналитики.
Предположительно, абитуриенты выбирают такие направления в первую очередь ради приобретения практических навыков в бизнесе, желая стать профессионалами в данной сфере. Однако большинство экспертов, высказавшихся в ходе вчерашней экспертной дискуссии Гайдаровского форума в РАНХиГС, сомневаются, что вуз может научить заниматься бизнесом.
Получить доступ
Однако это не означает, что работа вузов бессмысленна. Так, по словам генерального директора компании Cotton Way Александра Уткина, задача университетов – формировать личности "сложных" людей, то есть тех, которые критически мыслят, сомневаются и при этом обладают глубокими знаниями, в том числе научными. А в дальнейшем, соответственно, выпускник сам определит свой профессиональный путь. По оценке эксперта, такой путь для вузов представляется долгим, и результаты работы, возможно, будут видны только через поколение. "Процессы длительные, но не надо бояться этим заниматься", – подчеркнул он. Вузы в том числе способны помочь раскрыть потенциал тому студенту, который "родился" предпринимателем – на это указал основатель и президент компании "Ростик Групп" Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко.
Более того, чтобы выпускать много успешных в будущем бизнесменов, вузам надо решить ряд проблем, считают эксперты. В первую очередь – дать студентам больше не теории, а практических навыков за счет сотрудничества университетов с бизнесом. "Студенты должны учиться на реальных кейсах, на реальных проектах. Но тогда бизнес с проектами должен прийти в университеты, тратить свое время, поставить реальные задачи, быть готовым к неудачам, инвестировать в эти кейсы, описывать и структурировать опыт, чтобы мы могли его давать другим университетам", – высказал мнение ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.