Новости и аналитика Новости ФАС России предлагает ужесточить ответственность за повторное участие в картелях

ФАС России предлагает ужесточить ответственность за повторное участие в картелях

ФАС России предлагает ужесточить ответственность за повторное участие в картелях
Bacho / Shutterstock.com

Готовящийся ФАС России законопроект1 об ужесточении административной ответственности за "картельные рецидивы" будет внесен правительством в Госдуму в весеннюю сессию. Предполагается, что за повторное заключение ограничивающих конкуренцию соглашений лицу, ранее привлеченному к административной ответственности, будет назначено наказание в виде двукратного размера административного штрафа, предусмотренного действующим законодательством. Об этом рассказал в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. Напомним, что за нарушение антимонопольного законодательства в настоящее время установлены как административная, так и уголовная ответственность. Так, за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, или же участие в нем, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 14.32 КоАП). А если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, предусмотрена уже уголовная ответственность в виде штрафа, принудительных работ, лишения права заниматься определенной деятельностью и лишения свободы на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 178 Уголовного кодекса).

По словам Андрея Тенишева, пакет законопроектов по борьбе с картелями уже согласован с рядом заинтересованных ведомств. Кроме того, помимо упомянутой инициативы, ФАС России предлагает внести изменения в действующее законодательство и уточнить условия применения "программы смягчения". Напомним, что согласно действующему законодательству лицо или группа лиц, которые признались о своем участии в картеле и предоставили в ФАС России необходимую информацию, освобождаются от ответственности (примечание 1 к ст. 14.32 КоАП РФ). "Сейчас не оговорено, сколько раз может применяться программа смягчения к одной компании. Некоторые компании намеренно вовлекают конкурентов в картели, а потом "сдают", – отмечает статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский. Таким образом, поправки будут направлены на исключение возможности злоупотребления этим правом.


Как доказывается согласованность действий хозяйствующих субъектов на товарном рынке в отсутствие заключенных между ними сделок, узнайте из материала "Запрет на согласованные действия и соглашения, ограничивающие конкуренцию" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


В этом же пакете законопроектов будут предусмотрены изменения с целью повышении вдвое пороговых значений дохода и ущерба, необходимых для наступления уголовной ответственности за ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ). То есть планируется увеличить как пороговые значения полученного нарушителем в результате сговора дохода, в зависимости от которых определяется тяжесть преступления, так и ущерба, причиненного другим участникам рынка и потребителям. Например, предполагается, что доходом в крупном размере, полученным в результате преступного сговора, будет признаваться сумма в 100 млн руб. (сейчас она составляет 50 млн руб.).

Представители ведомства также напомнили, что законодательная инициатива о введений санкций за умышленное блокирование работы антимонопольных комиссий также дорабатывается и будет включена в перечень законопроектов, направленных на борьбу с картелями. Так, по словам экспертов, в случае принятия закона при воспрепятствовании работе антимонопольщиков со стороны проверяемых им будет назначен штраф в размере 1% выручки, но не менее 100 тыс. руб.

Кроме этого, ФАС России предлагает создать специальный реестр, в который будут включаться сведения об участниках картелей, увеличить срок исковой давности по антимонопольным делам о картелях до 10 лет и предусмотреть возможность изъятия документов и предметов при проведении проверок. Все эти инициативы планируется внести в Госдуму также в весеннюю сессию.

Между тем Андрей Цариковский отметил рост числа дел о картелях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов, возбужденных антимонопольной службой за последние годы. Так, если в 2014 году таких дел было возбуждено всего 243, то уже за 2017 год количество расследований достигло 360. "310 дел из числа выявленных картелей – это сговоры на торгах, – добавил он. – При этом только 24,8 % нарушений выявлены в сфере строительства и ремонтных работ".

Напомним, что ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – закон о защите конкуренции) предусмотрен запрет на заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, приводящих к нарушению антимонопольного законодательства. Факт нарушения антимонопольного законодательства устанавливается комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 закона о защите конкуренции и фиксируется в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Документы по теме:

Читайте также:

______________________________

1 С текстом проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалаами к нему можно ознакомиться на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (ID 02/04/12-17/00076395).