Утверждена форма документа, подтверждающего статус налогового резидента России
Ведомственный приказ ФНС России формализует процедуру подтверждения статуса налогового резидента России для юрлиц и ИП, иностранных граждан, временно пребывающих, а также временно и постоянно проживающих на территории страны, и граждан России (приказ ФНС России от 7 ноября 2017 г. № ММВ-7-17/837@ "Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе"). Наличие такого документа будет свидетельствовать, что лицо имеет существенную связь с государством и облагается в нем налогами. Данный документ может использоваться в различных случаях, в том числе для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения.
Нововведение связано с новой обязанностью налоговиков представлять по заявлению налогоплательщиков документ, подтверждающий статус налогового резидента России. Эта обязанность действует с 1 июля текущего года (подп. 16 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).
Так, в заявлении о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента России, заявителю – организации или физлицу нужно будет указать в том числе ИНН, наименование организации, ФИО физлица, как являющегося ИП, так и не зарегистрированного в этом качестве, год, за который необходим документ, числовой код государства в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, в компетентный орган или иному лицу которого будет представлено подтверждение российского резидентства. Также необходимо указать цель получения документа: применение двустороннего международного договора об избежании двойного налогообложения либо "иное", сведения о документе, удостоверяющем личность физлица, сведения о времени его пребывания на территории России и т. д.
Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ
поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.
Добавим, что заявление может быть направлено в налоговый орган как на бумажном носителе лично или по почте, так и в электронной форме через официальный сайт ФНС России. Срок его рассмотрения составляет 40 календарных дней со дня поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган.
Документ, подтверждающий статус российского налогового резидента, выдается за один календарный год, предшествующий дню представления заявления или текущий год. Для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения подтверждение налогового резидентства выдается по каждому источнику дохода и объекту имущества. Такой документ оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в формате PDF. Кроме того его подлинность может быть проверена на сайте ФНС России путем ввода специального проверочного кода.
Указанный приказ ФНС России начинает действовать с 9 декабря 2017 года.
Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения физлица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы территории страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ на морских месторождениях углеводородного сырья. Российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов госвласти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы России, признаются налоговыми резидентами России независимо от фактического времени нахождения в России (п. 2-3 ст. 207 НК РФ).