ВС РФ объяснил, можно ли взыскать с соседа-курильщика моральный вред
Право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, в том числе курить в нем, должно осуществляться таким образом, чтобы это не причиняло неудобств соседям. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, вновь рассмотрев дело жителя многоэтажки, страдающего из-за соседа, который систематически курит на лоджии этажом ниже. Кроме того, ВС РФ отметил, что действующее законодательство допускает компенсацию морального вреда за нарушение прав гражданина в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 8 ноября 2016 г. № 67-КГ16-13).
Напомним обстоятельства данного дела. В 2015 году гражданин обратился в суд, потребовав запретить соседу, проживающему в расположенной этажом ниже квартире, курить на балконе, а также компенсировать причиненный моральный вред. Он указывал, что дым от сигарет, попадающий в его квартиру, ставит под угрозу его здоровье, вынуждает закрывать окна, что ограничивает доступ свежего воздуха в комнату, и фактически способствует возникновению табакозависимости. Договориться с соседом о прекращении курения ему не удалось.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении исковых требований отказали. Однако ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, указав, что суду следовало установить, имеются ли препятствия к пользованию истцом занимаемым жилым помещением (в частности, нарушены ли санитарно-эпидемические правила и требования), вызваны ли данные препятствия действиями ответчика и как их возможно устранить.
Однако при новом рассмотрении дела областной суд вновь отказался взыскивать с соседа-курильщика компенсацию морального вреда (от другой части требований – о запрете курения на балконе – отказался сам истец, в связи с тем, что в указанной квартире он больше не проживает).
Отказ суд апелляционной инстанции обосновал тем, что субъективное восприятие запаха табака в квартире само по себе не может являться основанием для компенсации истцу морального вреда. А других доказательств (в том числе доказательств нарушения гигиенических нормативов или гигиенических требований к качеству воздуха, попадающего в квартиру истца через открытое окно) представлено не было. В проведении же судебной экспертизы ни истец, ни ответчик необходимости не увидели и отказались от ее проведения; самостоятельно в Центр гигиены и эпидемиологии для осуществления необходимых замеров качества воздуха они не обращались.
ВС РФ, истребовав материалы дела, с таким подходом не согласился и принял решение взыскать в пользу истца с соседа-курильщика компенсацию морального вреда (правда, в значительно меньшем размере, чем просил истец – 5 тыс. руб. вместо заявленных 250 тыс. руб.).
Кроме того, он отметил, что граждане, проживая в жилом помещении, имеют право на благоприятную окружающую среду, свободную от воздействия табачного дыма и любых последствий потребления табака, обусловленных курением соседей. Право гражданина пользоваться жилым помещением свободно, в том числе курить в нем, должно осуществляться таким образом, чтобы последствия потребления табака, которые могут быть вызваны проникновением табачного дыма или запаха табака в жилое помещение соседей, не распространялись за пределы помещения курящего лица и не причиняли неудобства соседям.