Финансисты разъяснили, на какие негативные признаки следует обращать внимание при выборе контрагента
Минфин России уточнил, что налоговые органы не обязаны представлять сведения о контрагенте налогоплательщика по индивидуальному запросу. При этом совокупность негативных признаков, свидетельствующих о недобросовестности партнера, можно проверить исходя из информации, полученной на сайте ФНС России (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 октября 2017 г. № 03-02-07/1/69794).
Напомним, что любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщиках, за исключением сведений, указанных в п. 1 ст. 102 Налогового кодекса, составляют налоговую тайну (ст. 102 НК РФ). В п. 1 ст. 102 НК РФ перечислены сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика (плательщика страховых взносов).
В свою очередь налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ). К налоговой тайне относятся и сведения о контрагентах налогоплательщиков.
В то же время финансисты уточнили, что сведения, не являющиеся налоговой тайной (п. 1.1 ст. 102 НК РФ) и подлежащие размещению на официальном сайте ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-14/729@, по запросам юрлиц не предоставляются.
Вместе с тем налогоплательщику при выборе контрагентов рекомендуется учитывать совокупность негативных признаков, указанных в перечне 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@).
Так, налогоплательщику рекомендуется исследовать определенные признаки, в частности, отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ, отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных или торговых площадей и т. д.
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации налоговыми органами подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных.
Узнать, в каких случаях применяется процедура исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, можно в "Энциклопедии решений. Корпоративное право" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Также на официальном сайте ФНС России размещены интернет-сервисы с целью оказания помощи налогоплательщикам. В них содержится в том числе следующая информация:
- сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ;
- поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц;
- юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- адреса, указанные при госрегистрации в качестве места нахождения несколькими юрлицами.