ВС РФ: вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение нижестоящего органа в течение трех лет
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации согласилась с решениями судов в трех нижестоящих инстанциях и подтвердила право ФНС России отменять решение регионального Управления ведомства в течение трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 305-КГ17-5672).
В рассматриваемом деле по результатам камеральной проверки декларации по НДС за 4 квартал 2013 года было вынесено решение об отказе в возмещении НДС в размере свыше 26 млн руб. Затем региональное Управление ФНС России отменило решение инспекции в связи с недоказанностью согласованности действий общества и его контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Оба решения были вынесены в 2014 году.
Далее, в 2015 году ФНС России отменила решение управления и оставила в силе решения инспекции. Основанием для подобного шага послужили, в том числе, сообщения ГУБЭП МВД России о наличии в производстве уголовных дел по ст. 193.1, 199 Уголовного кодекса, возбужденных по материалам проверок, проведенных ФСБ России.
После этого организация обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ФНС России. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков. В обосновании говорилось о том, что вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам (ст. 9 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 3 ст. 31 Налогового кодекса).
При этом суды указали, что вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контроль за нижестоящими налоговыми органами не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных, повторных выездных налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля, осуществленных налоговым органом), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика).
Судебная коллегия ВС РФ, в свою очередь, также подчеркнула, что централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности (Постановление КС РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).
Как уточнили судьи, в данном случае предусматривается право государства (вышестоящего налогового органа), выявившего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со ст. 57 Конституции РФ. В статье содержится норма, в соответствии с которой налоги должны уплачиваться в законно установленном размере и не являться предметом усмотрения налогоплательщиков и налоговых органов.
Применительно к вопросу о сроках на реализацию вышестоящим налоговым органом своих полномочий, суд отметил, что принудительные возможности государства ограничены, по меньшей мере, сроком исковой давности (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 июля 2006 г. № 11366/05). Данный подход согласуется с положением ст. 89 НК РФ. Статья предусматривает гарантии прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля, ограничивая глубину выездной налоговой проверки периодом, не превышающим трех календарных лет.
Таким образом, суд счел, что налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.